Часть полного текста документа:1. Введение 2. Взгляды Чернышевского на философию Гегеля. 3. Переход к материализму Фейербаха. 4. Взгляды на теорию познания 5. Критика идеалистов. 6. Теория разумного эгоизма 1. Введение Русский народ и русское освободительное движение дали миру блестящую плеяду революционных демократов, мыслителей- материалистов - Белинского, Герцена , Чернышевского , Добролюбова и других. В ряду славных деятелей русского революционно- демократического движения Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889) по праву занимает одно из первых мест. Деятельность Чернышевского отличалась необычной многогранностью. Это был воинствующий философ- материалист и диалектик, он был также оригинальным историком, социологом, крупнейшим экономистом, критиком, выдающимся новатором в эстетике и литературе. Он воплотил в себе лучшие черты русского народа- ясный ум , стойкий характер, могучее стремление к свободе. Его жизнь - пример великого гражданского мужества, беззаветного служения народу. Всю свою жизнь Чернышевский отдал борьбе за освобождение народа от феодально- крепостнического рабства, за революционно- демократическое преобразование России. Он посвятил свою жизнь тому, что можно охарактеризовать словами Герцена, сказанными о декабристах, "разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия". С сочинениями Чернышевского философская мысль в России значительно расширила сферу своего влияния, перейдя из ограниченного круга ученых на страницы распространенного журнала , заявляя о себе в "Современнике" каждой статьей Чернышевского, даже вовсе не посвященной специальным философским вопросам. Специально о философии Чернышевский писал очень мало, но ею проникнута вся его научная и публицистическая деятельность. Глубокий и специальный интерес к философии возник еще у юноши Чернышевского на университетской скамье , хотя в самом университете философия была опальной, гонимой наукой. Вспомним, что свою кандидатскую диссертацию Чернышевский хотел писать о философской системе Лейбница , но не смог ее написать так как для философии тогда было "время неудобное". Чернышевский начал свое теоретическое образование , когда философия в России получила сильный толчок к своему развитию в известных философских работах Герцена "Письма об изучении природы" и в литературно - критических статьях Белинского. Чернышевский - философ шел тем же путем, каким раньше шли его предшественники - Белинский и Герцен. Философия для Чернышевского была не отвлеченной теорией, а орудием изменения российской действительности. Материализм Чернышевского и его диалектика служили теоретическим обоснованием политической программы революционной демократии. 2. Взгляды Чернышевского на философию Гегеля. Еще в Саратове, читая в "Отечественных записках" сочинения Белинского и Герцена, Чернышевский узнавал о философии Гегеля. Но в подлиннике, самостоятельно, он стал изучать эту философию уже в свой университетский период. В конце 1848 года Чернышевский записывает в свой дневник, что "решительно принадлежит Гегелю". Он еще полагает, что "все идет к идее", "все из идеи", что "идея развивается сама из себя, производит все и из индивидуальностей возвращается сама к себе". В гегелевской философии, прежде всего, привлекала Чернышевского диалектика, из которой он делал революционно - демократические выводы. ............ |