Философия, ее предмет и роль в развитии человека и общества
Содержание
1. Вступление (Общее описание намеченной работы)
1. Что есть философия
2. Особенности философского знания в противоположность всего лишь мнению.
3. Структурность философии.
4. Историческая перспектива
5. Влияние философских идей на искусство, науку, экономику, религию и политику.
6. Корректировка социальных теорий и практик с помощью использования философского метода.
7. Заключение. (Актуальность философии для индивидуальной и общественной жизни).
Контрольные вопросы по теме.
I
В этой работе я намерен рассмотреть теоретический и прикладной аспекты философии. Что есть философия? Каково содержание этого понятия? Какова его структура? Что есть философское знание в сравнении с мнениями разных людей о раличных вещах? Как возникла философия и как она развивалась? Как применялись ее достижения? Какую пользу дало человечеству ее применение и в каких областях? Был ли вред от использования философии, как считали некоторые мыслители и общественные деятели? Индивидуальное и общественное применение достижений философии. Может ли цивилизация существовать без эпистемологического элемента? Может ли человеческая личность жить без культивирования знания?
II
Слово философия греческого происхождения и означает любовь к мудрости. Любовь или стремление к чему-то предполагает осведомленность о предмете своего стремления и вместе с тем недостаток такой осведомленности. Если мы ничего не знаем о предмете, то и не стремимся к нему, ибо как возможно стремление к тому что никак не представлено в нашем уме? Если мы вполне обладаем чем-то, то тоже не стремимся к тому, что и так принадлежит нам и в чем у нас нет недостатка. Это о природе любви. Что же такое мудрость? Когда мы слышим о знающем что-то человеке, мы испытываем уважение к нему за его знание и верим что оно может быть полезно и ему и другим. Специалистов (знатоков в каком-то деле) обычно нанимают и платят им деньги за работу по теме, с которой они знакомы. Когда же мы думаем о мудрости, то уважение к мудрому человеку даже превышает степень уважения к знающему. Значит мудрость скорее всего есть ничто иное как некая прогрессивная (более полная, совершенная) форма знания. Это знание и в деталях, и в общем, а также и в отношении ко всему возможному знанию о мире, внешнем и внутреннем. Говоря о мудрости, мы приходим к идее универсального, всеобщего, тотального знания. Таким образом термин философия означает стремление людей к такому всеобщему, универсальному и совершенному знанию во всей его тотальности. Философия таким образом имеет наиболее широкую предметность, ибо предметом ее являются все предметы, о которых можно помыслить, каждый из них и вся их совокупность.
III
Иногда мы слышим как человек говорит: “Я знаю, что Бог есть”, - или - “Я знаю, что Бога нет”, - или – “Я знаю что материя первична”, - или – “Все тела при нагревании расширяются”, и т.п. Иногда хочется попросить его прокомментировать свое утверждение, спросить, откуда и как он это знает. ............