Часть полного текста документа: Философия Фихте В XX в. стало общепринятым положение о том, что "не только логически, но и исторически возникновение личности опосредовано правом". Первым, кто вообще задумался над этим вопросом, показал, что это именно так и из чего это следует, был И. Г. Фихте. Фихте принадлежит особая роль в развитии рефлексорной традиции философии права. Философская рефлексия - это исследование разумом своих собственных оснований, имеющая результатом усовершенствование самого себя. Фихте начинает с местоимения "Я", создает философскую категорию и отсюда выводит все права человека. "Я" для Фихте - понятие духа, воли, нравственности, веры; "не-Я" - понятие природы и материи. Отношения между ними - понятие воли человека, борющейся против косности. "Я" ищет, полагает, конструирует свою обусловленность, дабы осознать себя как субъекта обладающего самосознанием и волей. В этом рефлексивном полагании "не-Я" обнаруживается, что право является одним из условий самосознания, субъект-объектных отношений. В данной работе автор, используя труды самого И. Г. Фихте, попытается показать, как тот определяет назначение таких общественных институтов как право и государство и что он включает в систему естественных прав человека. Обоснование права как необходимого условия самосознания Я Практически все исследователи отмечают, что сложность фихтеанских построений коренится в исходном принципе его философствования: "Источником всякой реальности является Я"; "Во всяком восприятии ты воспринимаешь исключительно свое собственное состояние".i Имея отправной точкой такие постулаты, действительно очень трудно развернуть какую-либо систему рассуждении, поскольку исчезает их внешняя опора. С точки зрения обыденного сознания, отказ от эмпирической очевидности существования внешнего мира и наличия себя в нем есть не что иное как интеллектуальный изыск, пустое умозрение. Но человеку нельзя отказать в праве на поиск решения тех смысложизненных вопросов, в которых невозможно обойтись привычными схемами.ii Итак, Фихте исходит из того, что вся система человеческих представлений, включающая в себя других людей, внешнюю действительность, есть реальность, условием которой является осознание самого себя, т.е. Я. Однако для того, чтобы обнаружить Я, необходимо, чтобы оно стало предметом осознания. Такое возможно только в том случае, если оно удовлетворяет необходимому условию предметности, а именно: если оно имеет некоторые ограничения или, по-другому, пределы. "Я несет в себе закон: рефлектировать над собою как заполняющим бесконечность. Но ведь оно не в состоянии рефлектировать ни над собою, ни над чем-либо вообще, если то над чем оно рефлектирует, не будет ограничено". "Я полагает себя самого ограниченным через не-Я". "Я не может полагать не-Я, не ограничивая тем самым себя самого. Ибо не-Я совершенно противоположно Я ... Выражение полагать некоторое не-Я и ограничивать Я обладают одним и тем же значением...".iii Итак, мы получаем, что Я, осознающее себя, есть не только субъект по отношению к Не-Я как объекту, но и в силу того, что условием субъектности является рефлексия своего Я (т.е. предметная направленность Я на самого себя), Я выступает одновременно и в качестве объекта. ............ |