Часть полного текста документа:Философия и энциклопедия права Учение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа "О должности человека и гражданина по закону естественному" (Санкт-Петербург, 1726); ее же придерживались профессор Академии Наук Гросс и первый московский профессор Дильтей ; самостоятельное изложение теории естественного права сделано В. Золотницким в сочинении: "Сокращение естественного права" (Санкт-Петербург, 1764). Во второй половине XVIII века является стремление к историческому изучению права: его держались А. Поленов и С. Десницкий . Воззрений Хр. Вольфа на естественное право придерживались профессор Московского университета Шаден, Баузе , Шнейдер . Профессор Петербургского университета Куницын в сочинении "Естественное право" (Санкт-Петербург, 1818 - 20) излагал учение Канта. Из философских учений, господствовавших в Германии в XIX столетии, наибольшее значение среди русских юристов имело учение Гегеля: наиболее верным, хотя и самостоятельным последователем Гегеля является Б. Чичерин в своих сочинениях: "Курс государственной науки" (1894 - 98), "Философия права" и другие. Существует еще "История философии права", Пилянкевича (Киев, 1870). Университетским уставом 1884 г. упразднена самостоятельная кафедра истории философии права, и профессорам предоставлено читать необязательные лекции, но лишь в пределах древней истории. С конца XVIII в. началось преподавание энциклопедии права. Первоначально под этим именем подразумевался краткий обзор, конспект других юридических наук; затем энциклопедия получила характер самостоятельной дисциплины, имеющей своей задачей выяснение общей связи различных вопросов, изучаемых специальными науками в отдельности. Первыми в России профессорами юридической энциклопедии были Баузе, читавший свои лекции по Пюттеру, и Пургольд . Первым печатным курсом энциклопедии является сочинение Дегая : "Пособия и правила изучения российских законов, или Материалы к энциклопедии, методологии и истории российского права" (1831). С изданием университетского устава 1835 г. энциклопедия права была введена в число обязательно преподаваемых предметов, причем она понималась как "общее обозрение систем законоведений". Из последующих сочинений большое научное значение имел в настоящее время уже устаревший труд Неволина : "Энциклопедия законоведения" (Киев, 1839 - 40). Неволин - последователь Гегеля, хотя не безусловный; энциклопедия его состоит из философского введения, в котором выясняется понятие права, истории философии законоведения и истории положительного законоведения. Сочинение Рождественского : "Энциклопедия законоведения" (Санкт-Петербург, 1863) имеет исключительно догматический характер; она состоит из философского введения, в духе учения Фихте-младшего, и из обозрения содержания отдельных юридических наук. У новейших русских юристов почти общепринято отожествление энциклопедии права с общей его теорией: так, сочинение Капустина - "Юридическая догматика" (1868), Ренненкампфа - "Очерки юридической энциклопедии" (2-е изд., Киев, 1880) и "Курс юридической энциклопедии" (2-е изд., Киев, 1898), представляют только общее учение о праве; с точки зрения философской они имеют эклектический характер. Наиболее влиятельным профессором энциклопедии права был П.Г. ............ |