ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уральский государственный университет
имени А. М. Горького
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПОЗИТИВИЗМА В РОМАНЕ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Дипломная работа
студента 6 курса
Ивановой Яны
Александровны
Научный руководитель:
доцент Подчинёнов
Алексей Васильевич
г. Екатеринбург
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Что такое позитивизм?...........................................................................7
1.1. Понятие и сущность позитивизма……………………………………………...7
1.2. Место позитивизма в русской общественной мысли xix
века ………………………………………………………………………………………………12
1.3.судьба позитивизмаи его значение для россии……………………………….22
1.4.проблема формирования позитивистских взглядов чернышевского..26
Глава 2. Позитивизм в романе чернышевского н.г.
"что делать"…………………………………………………………………29
2.1. Общая характеристика романа………………………………………………………29
2.1.1.проблема художественной формы в романе "что делать"……..31
2.1.2.проблема композиции романа……………………………………36
2.1.3. Эзопов язык……………………………………………………….37
2.1.4.диалог автора с "проницательным читателем"………………….40
2.2.этика позитивизма в нравственно- философских размышлениях и поступках героев романа…………………………………………………………………..44
2.2.1."пошлые" люди……………………………………………………44
2.2.2."новые" люди……………………………………………………...49
2.2.3.теория "разумного эгоизма" как основа позитивистской этики в
романе "что делать"………………………………………………54
2.2.4.рахметов "особенный человек"…………………………………..58
2.2.5.реализация философских позитивистских доктрин в романе
"что делать"……………………………………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………86
ВВЕДЕНИЕ
Русская классическая литература ХIХ века была универсальной по своей природе и функциям: она явилась нашей национальной философией, моралью, эстетикой, политикой. Вот почему каждый крупный писатель той эпохи был одновременно теоретиком, философом-мыслителем. ............