Часть полного текста документа:Философия И.Г. Фихте (1762-1814) как теория "Наукоучения" И.Г. Фихте был современником И. Канта, одним из основоположников течения в философии XVIII-XIX веков, которое получило обозначение немецкого классического идеализма. Философия XVIII, особенно XIX века, развивается в условиях все более интенсивно развивающегося естественнонаучного знания. В связи с этим для философии возникает особая ситуация - какое место и какую роль может она занимать и играть в теоретическом осмыслении бытия мира, если и наука начинает претендовать на такую роль. Развивающееся научное знание бросает вызов философии, который она должна принять и дать ответ. Другими словами, философия должна отстоять свою суверенность как способ универсально всеобщего теоретического осмысления целостности мира и его бытия. И Фихте ставит именно такую задачу, создавая свою философскую систему, которую он называет "наукоучением". Свои идеи о философии как "наукоучении" он излагает в ряде работ: "О понятии наукоучения", "Основы общего наукоучения" (1794 г.), "Очерки особенности наукоучения по отношению к теоретической способности" (1795 г.), "Опыт нового наукоучения" (1797 г.) и других работах. Основная проблема, которая может быть решена посредством философии, считает И. Фихте, - выявление и создание основоположений, основных принципов наукоучения: "мы должны отыскать абсолютно первое, совершенно безусловное основоложение всего человеческого знания" [2, c. 67]. Такое учение "будет само наукой и именно наукой о науке вообще", которая и дает основоположения всем другим наукам, поскольку, по мнению И. Фихте, сами науки не могут создать основы (по терминологии И. Фихте - основоположения) научного значения как такового. Как мы видим, он ставит перед собой фундаментальную философскую задачу [2, c. 16, 19]. Исходным пунктом в создании наукоучения Фихте считает наличие существования так называемого "чистого Я". Под этим он подразумевает разум как таковой, мышление как таковое. То есть, это - способность, которой наделены все люди и которая имеет сверхприродное, а точнее, Божественное происхождение. Но это чистое "Я", как разум, обладает особенным качеством - "воспринимать себя как разум". Из этого "чисто Я" проистекает любое знание. Но в реальности конкретным носителям "чистого Я" являются конкретные люди, конкретные индивиды. Они посредством субъективного мышления реализуют потенциальные возможности разума. Как же она реализуется в действительности и с чего человек начинает процесс познания мира? Вот здесь-то и возникает задача - выявить основоположения познания как такового, что он и делает в своем "Наукоучении". Ведь "чистое Я" должно приобрести конкретные формы проявления и бытия. Отсюда и вытекает первое основоположение "Наукоучения", которое заключается в следующем. Прежде чем приступить к познанию, человек (человеческое "Я") должен определить, положить свое бытие. "Я" первоначально полагает безусловно свое собственное бытие, замечает И. Фихте. А само бытие "Я" он понимает как деятельное, практическое бытие, как духовно-практическую деятельность. Причем оно полагает себя и как мыслящее существо, ибо не мыслящее существо не способно к полаганию. "Я" должно осознавать свое положенное им же самим бытие. Это деятельное "Я" полагает всю реальность, из него проистекает реальность, с которой мы имеет дело. ............ |