Часть полного текста документа:Философия истории К.Н. Леонтьева ... как оригинальная система Роман Гоголев, Нижний Новгород В становлении и развитии историософия К.Н.Леонтьева в разделе целей и задач исторического развития можно условно выделить три этапа. Рассмотрение идейных источников историософской модели К.Н.Леонтьева, а также анализ основных категорий его дискурса делает возможным переход к реконструкции целей и задач, ценностных ориентиров согласно философии истории мыслителя. Сразу стоит оговориться, что при неизменности общей историософской модели, взгляды К.Н.Леонтьева на приоритеты исторического развития менялся. Первый этап (1870 - 1880 гг.) характеризуется выработкой основных теоретических и содержательных моментов историософии К.Н.Леонтьева. Этот процесс протекает на фоне либеральной политики царствования Александра II, франко-прусской и русско-турецкой войн, повсеместного торжества, в том числе и в России, либерально-эгалитарного принципа, который Леонтьев называет племенной политикой, всемирной революцией. В этот период Леонтьев пишет статьи: "Грамотность и народность", "Панславизм и греки", "Панславизм на Афоне", "Храм и Церковь", "Письма отшельника", "О всемирной любви". Создает главный теоретико-методологический труд "Византизм и славянство". Апофеозом данного периода можно считать деятельность Леонтьева в качестве сотрудника провинциальной газеты "Варшавский Дневник", передовые статьи которого содержат в себе, подчас только в зачаточном состоянии, все основные идеи его историософии. Второй этап (1881-1888 гг.) связан с развитием идей футурологической утопии анатолизма (гептастилизма). Откат либеральных настроений, спровоцированный событиями 1 марта 1881 года, наступление контрреформ успокаивают Леонтьева, начинающего думать, что революционные процессы в России достигли точки насыщения, и началась "спасительная реакция". Этот период можно назвать наиболее плодотворным для детальной разработки характерных черт нового 4-х основного славяно-русского культурно-исторического типа. Свои взгляды Леонтьев изложил в статьях: "Наши окраины", "Записка о необходимости новой большой газеты...", циклах "Письма о восточных делах", "Записки отшельника", работе "Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения". Работа "Владимир Соловьев против Данилевского" запечатлела в себе кризис второго и начало третьего этапа. Поворотным пунктом становится встреча в 1888 году, а затем, печатная полемика с В.С.Соловьевым, питательной почвой которых послужили выход в отставку и окончательное поселение К.Н.Леонтьева у стен Оптиной пустыни. С этого момента начинается третий, последний этап развития философии истории К.Н.Леонтьева (1888-1891 гг.), когда утопия 4-х основной культуры постепенно отходит на второй план, а все футурологические построения Леонтьева носят с этого момента подчеркнуто эсхатологический характер. Историософские проблемы затрагиваются мыслителем в статьях "Национальная политика как орудие всемирной революции", "Плоды национальных движений на православном Востоке", "Культурный идеал и племенная политика", "Кто правее? Письма к Владимиру Сергеевичу Соловьёву", "Над могилой Пазухина", ""Московские Ведомости" о двоевластии". Условно можно говорить о том, что все работы последнего, третьего этапа, так или иначе, спровоцированы полемикой с В.С.Соловьевым. ............ |