Московский архитектурный институт (Государственная академия)
Кафедра философии
Реферат
Философия китайского сада
Работу выполнил ст. 3 к. 14 гр.
Леонидова В.А.
Руководитель
Березовская В.Ф.
Москва 2010 год
«Кто сажает сад, тот сажает счастье. Если хочешь быть счастливым всю жизнь посади сад». (Китайская поговорка)
Китайская традиция парко строения насчитывает более 3 тысяч лет. Самые древние парки Китая не сохранились, но традиции, прошедшие большое испытание временем, сохранились и не утратили художественной выразительности и глубокого смысла, вытекающего из философских течений Востока. Философия оказала огромное влияние на садово-парковое искусство, так же сформулировала взгляды общества. Основой является взаимоотношение человека и природы, их взаимное слияние и гармония (пришло из даосизма). Иными факторами, влияющие на парко строение, являлись физико-географическое местоположение и национальные традиции.
Отделенный от внешнего мира высокими хребтами с запада, пустынями с северо-запада и Тихим океаном с востока, Китай на протяжении двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией. Основой всего было земледелие. Продолжительная изоляция привела к тому, что китайская культура обрела яркие самобытные черты.
В китайских садах превалировали две основных школы ландшафта – южная и северная. Первая - создание на относительно маленьких участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, водоемы, гроты,мостики, красивоцветущих кустарники иредкие виды деревьев. Следующая - северная школа- было свойственно создание культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством достаточно крупных форм рельефа и огромных водоемов.Каждое сооружение и предмет обладают самобытностью. Выявить особенность каждой вещи помогает способ контраста, например двух берегов одного ручья — поросшегорастительностью и оголенного. Он выражается в сопоставлении скал (гальки)и редких включений растительности, которая выделяется на их фоне, при этом не отвлекая внимания, таким образом создается гармония. Луна на ряби водной поверхности(традиционный образ в Китае)-взаимопроникновение спокойного и изменчивого, как отражение. Название беседки «Луна заходит, и ветер поднимается» в саде Ван Ши (Сад мастера хитросплетений) намекают посетителю на то, что он может посидеть здесь ночью, дабы полюбоваться отражением луны в пруду и понаблюдать за рябью воды, когда подует ветерок. Происходит гармоничное взаимодействие человека и природы. Казалось бы, что в саду существуют совершенно противоположные вещи ( например: камень и вода), но такая противоположность рождает гармонию, и приводит человека к этой гармонии.Для восточного человека сад – это место релаксации и медитации. Для того чтобы этого достичь, нужно годами формировать своё собственное пространство, тщательно всматриваться в окружающий мир и прислушиваться к себе.
Открытость миру предполагает умение чутко внимать ему. Китайский сад предполагает и воспитывает необыкновенно обостренную чувствительность, способность погрузиться в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение — представление о саде как о мире в миниатюре.То есть сад в китайском понимании — это целый мир, вмещающий жизнь человека, своеобразный «мир в мире». ............