Часть полного текста документа:Философия национального возрождения А.С. Хомякова Сергей Лабанов, Москва К 202 годовщине со дня рождения Сегодня нам особенно необходимо понять сущность идей Хомякова, чтобы наша Родина - Россия, наконец, осознала свой путь, очертания которого до сих пор туманны и неясны, контуры которого нам даёт творчество А.С. Хомякова. В этом и заключается основная задача данной статьи. До сих пор не издано его полное академическое собрание сочинений, разрушен в 60-х годах его дом в Собачем переулке, не восстановлены усадьбы в Российской глубинке (в частности, дом Хомякова в его любимом Богучарове). А.С. Хомяков родился 1(13) мая 1804 года в Москве в старинной дворянской семье. В 1822 году сдал экзамен при Московском университете на степень кандидата математических наук, затем поступил на военную службу. Хомяков был знаком с участниками декабристкого движения, полностью не разделял их идей и взглядов. В 1829 году он подал в отставку (получил ранение в руку во время русско-персидской войны 1828 года), вплотную занявшись литературной и общественной деятельностью. Много сил отдавал внедрению новшеств в сельское хозяйство, занимался практической медициной, изобрёл ротационный двигатель (запотентованный в Англии), дальнобойное ружьё, ряд машин и других приспособлений. Женился на Е.М. Языковой (сестре поэта), имел 9 детей (7 из них выжило). Воспоминания современников рисуют Хомякова радушным хозяином, отзывчивым другом, неутомимым собеседником, оказавшим влияние на многих своих современников: Ю.Ф. Самарина, К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. Хомяков внёс решающий вклад в развитие славянофильского учения, его богословских и философских оснований. Среди идейных источников славянофильства Хомякова, наиболее полно выделяется Православие, в рамках которого было сформулирована идея о религиозно-мессианской роли русского народа. Мыслитель в начале своей деятельности находился под значительным влиянием немецкой философии, в особенности философии Шеллинга. Определённое влияние на него оказали также теологические идеи, например, французских традиционалистов (де Местр, Шатобриан и др.). Формально не примыкая ни к одной из философских школ, он особенно сильно критиковал материализм, характеризуя его как "упадок философского духа". В нём также не принимались полностью определённые формы идеализма. Исходным в его философском анализе было положение о том, что "мир является разуму как вещество в пространстве и как сила его времени". Главным недостатком современной ему философии Хомяков считал пониманию ею познанию "без действительности как отвлечения", в чём проявляется рационализм, преувеличения значения абстрактного познания. Сравнивая два способа постижения мира: научный ("путём доводов") и художественный ("таинственное ясновиденье"), он даёт предпочтение второму. Такие интуитивные прозрения, в целом, характерны для религиозной традиции, заключающиеся в противопоставлении западному рационализму и системности. Вытекающий отсюда вывод заключается в том, что религию можно понять "по взгляду на жизнь народа, на полное его историческое развитие". Вообще Хомяков признавал, что по многим аспектам западная цивилизация намного опережала русскую. ............ |