Философия Нового времени (конец 16-конец 18 вв.)
1. Общая характеристика эпохи Нового времени
2. Общая характеристика философии Нового времени
3. Основные представители философии Нового времени
Общая характеристика эпохи Нового времени
В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы в недрах феодального строя развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.
В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).
Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.
В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.
Образование перестает быть церковным и становится светским.
Общая характеристика философии Нового времени
Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.
Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.
Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.
Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.
Основные представители философии Нового времени
Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу – индукции (движение мысли от частного к общему). Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:
1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления)
2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах)
3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете)
4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него)
5) Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах)
Главным препятствием на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами – ложными представлениями о мире.
Идолы рода – приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.
Идолы пещеры – вызваны субъективностью человеческого восприятия окружающего мира.
Идолы рынка или площади – порождены неправильным употреблением слов.
Идолы театра – возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.
Рене Декарт (1596-1650). ............