Часть полного текста документа:Философия Плотина и становление патристического богословия Философия Плотина (205 - 270) - это одно из самых значительных достижений античной мысли. Плотин по праву считается крупнейшим философом, его учение вобрало в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Становление и расцвет неоплатонизма проходил одновременно с формированием патристического богословия. Отцы Церкви, как показывают их труды, были хорошо знакомы с античной мудростью. Плотина упоминает Евсевий Кессарийский (260 - 340) в своем трактате "Приуготовление к Евангелию" . Евсевий был достаточно известным и разносторонним автором. Его труды, особенно Церковная история, были широко известны в церковной среде. В Приуготовлении к Евангелию Евсевий приводит выдержки из Эннеады V, 1 и соотносит триаду Плотина с тремя Ипостасями христианства. Конечно, святые отцы могли знать Плотина по разным источникам, их философская эрудиция, особенно Григория Нисского и Григория Богослова, была широка, они знали и использовали многие Эннеады Плотина. Однако большинство отцов Церкви были знакомы со взглядами Плотина, скорее всего, благодаря тексту Евсевия. У свт. Василия Великого в 16-й главе трактата "О Св. Духе" имеется отрывок, содержащий полемику с Плотином. В нем Василий Кессарийский говорит о трех ипостасях и показывает, что он придерживается иного мнения чем Плотин, подчеркивая совершенство и законченность Сына и Св. Духа (XVI, 38, 20): "Пусть никто не подумает, - пишет он, - что я утверждаю, будто действование Сына несовершенно" . Святитель Василий Великий прямо указывает на отличие своего учения от философии Плотина. Для неоплатоников было характерно учение о трех ипостасях. "Триадический" взгляд на мир ведет свое начало еще от Платона. Однако эта традиция имела дело с "вертикальными" триадами . В них второе начало имеет меньшее божественное достоинство, чем первое. Еще менее совершенным является третье начало. Для платонической и неоплатонической традиций каждое вновь произведенное бытие хуже чем то бытие, от которого оно произошло, ибо "рождаемое должно быть менее совершенным, чем рождающее" (Энн. V, 1, 7, 38-39) . Душа (третье начало) благодаря посредничеству ущербна, а ее порождение - космос - еще менее совершенен. Свт. Василий Великий в своем трактате подчеркивает именно равное божественное достоинство Св. Духа с Отцом и Сыном: "Слыша слово "Дух", невозможно вообразить в мысли естества ограниченного, или подлежащего изменениям и переиначиваниям, или вообще подобного твари, но простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо должно представить себе сущность умную, бесконечную по силе, беспредельную по великости, неизмеримую временами или веками" . Св.Дух "столь же далек от тварной природы, сколь единичное не подобно составному и имеющему в себе множество" (XVIII, 45, 30-33) . В "вертикальной" иерархической триаде неоплатоников нет речи об их равенстве, ибо, как пишет Плотин, "выше сущего стоит Первоединый", второе после него место занимает сущее и Ум, а "третье - Душа" (Энн. V, 10, 2-4). Хорошо известен отрывок из "Третьего слова о богословии" свт. Григория Богослова, в котором содержится несомненная ссылка на Плотина . В ней Григорий Богослов подчеркивает различия между своим учением и мыслью античного философа: "Поэтому изначальная монада перемещаясь в диаду, остановилась на триаде... ............ |