Философия политики Нового времени
Качественные изменения с точки зрения формирования основ политической науки и политической философии произошли с переходом от средних веков к Новому времени. От предыдущей эта эпоха отличалась прежде всего выделением политики, государства, политической деятельности в отдельную самостоятельную группу вопросов исследования. Политическое стали объяснять политическим – стало очевидным, что политику нельзя объяснить, опираясь исключительно на нравственные принципы или религиозные нормы.
В этом плане показательна фигура Н. Макиавелли – выдающегося политического мыслителя эпохи Возрождения. Он сыграл важнейшую роль в исследовании философско-политических проблем в духе политического реализма. Творческое наследие Н. Макиавелли вызвало неоднозначные оценки. В основном критику вызывает то, что он «деморализовал» политику, вывел ее за рамки моральной философии, освободил политических деятелей от моральных принципов и норм. Действительной заслугой Н. Макиавелли является то, что он в более или менее четкой форме заявил о политическом как об особой, самостоятельной сфере человеческой жизнедеятельности. Для него политика представляет собой сферу, которая сама для себя вырабатывает собственные цели, методы и средства их реализации. Поэтому ее можно оценивать, исходя из этих целей и средств, а не руководствуясь какими бы то ни было внешними критериями, в том числе и нормами веры и морали. Причем, пытаясь посмотреть на политику «человеческими глазами», Н. Макиавелли выводил ее законы из самой природы человека. Тем самым он освободил политику от морали и фидеизма. Знаменитый автор первым обосновал мысль о том, что для сохранения и защиты государства правомерно и обязательно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, в том числе обман, жестокость и, естественно, войну. Государство является целью в себе, и правитель должен при необходимости принять все необходимые меры для сохранения своей власти. Интересы государства у него приобрели приоритет над всеми другими соображениями. Он боготворил и обожествлял единое и сильное государство, которое, по его мнению, одно и способно было спасти Италию.
Поэтому для Н. Макиавелли приоритет государства перед церковью не подлежит сомнению. Более того, он считал церковь, ее раздробленность и подчинение иноземным государствам причиной всех бед Италии. Исходя из такой постановки вопроса, Н. Макиавелли требовал полной независимости государства от церкви, то есть секуляризации – (эмансипации от религии и церкви социальных институтов) государства и сферы политики в целом. Выступая за строгое разграничение политики и морали, он рассматривал политику всецело в терминах борьбы за власть, основывающуюся на силе. Государство же понималось как суверенная организация власти или как единственный легитимный носитель публично-политической власти. Н. Макиавелли разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами, руководствуясь максимой «цель оправдывает средства». При этом он проводил четкую линию разграничения не только между теологией и политикой, но и между политикой и этикой. По его мнению, не государство существует для морали, (мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе) а, наоборот, последняя существует (если вообще существует) для первого. ............