Основные черты средневековой философии
Связана с формированием христианства, период 2-15века. Истоки: библия и античная философия.
Основные проблемы: 1.бог и природа, и его отношение с человеком. Деуцентризм – бог в центре. На смену пришел политеизм Бог един.
В античности сформировалось абстрактное понимание Бога. Ср. ф. Антропомофизирует Бога, наделяет его личными качествами: воля, могущество.
У греков Боги – природные существа, а у ср. мыслителей – Бог над природой, природа его творение из «ничего».
В античности совершенным считалось упорядоченность, ограниченность, а все безмерное, беспредельное считалось хаосом. В христианстве Бог – неограниченное, беспредельное бытие, высшее совершенство..
Философия основывалась на 2-х идеях: идея творения мира, природы, человека(онтология), в центре – идея креацинизма (концепция о сотворении мира богом из «ничего»), идея откровения (гносеология). Бог недоступен самостоятельному человеческому познанию, но бог сам открывает себя людям откровением, посредством веры и божественной благодати может приблизиться к его познанию.
2. Сущность и существование, форма и материя. «Сущность (эссенция) совсем не тоже, что существование (экзистенция) . Каждая отдельная вещь может иметь сущность и существование, но совпадают они только в боге. Сущность может обрести существование только тогда, когда обретает бытие у бога» Боэций.
Проблема универсалий и существование отдельного человека перед лицом бога.
3. проблема универсалий (общее понятие, общее). Как соотносятся понятия и реальное бытие вещей? Общее и единичное? Мышление и действительность?
3 варианта решения проблемы: подход реалистов(они считают, что общие понятия реально существуют и не зависят от человеческого сознания) Августин Блаженный, Фома Аквинский. Подход номеналистов (считают, что универсалии сущ. Только в сознании человека как понятия о вещах) «Даже Бог сначала творит, а потом осознает» Пьер Абеляр, Росцелин. Подход концептуализма (универсалии объективно не существуют, но им соответствует что-то общее, что сущ. В самих вещах вещах) Пьер Абеляр, Дунс Скотт.
Научная революция 17 века и ее воздействие на философию
Периодизация: 1. Ранний этап (начало17 века – натурфилософская и научная проблематики) 2. Период научной революции (17 век – оформление первой новой научной картины мира) 3. Период Просвещения (18 век – идеология просвещения, культурно-фолософский феномен) 4. Рассвет немецкой философии (2-я половина 18века – 2-я пол.19века – классический немецкий идеализм, материализм).5. зарождение не классической философии (середина 19 века) 6. Поздний период (кон.19 – нач.20 века – синтетические учения, в которых объединяется Запад и Восток).
Социально-культурная ситуация Продолжает разлагаться феодальное общество6 экономика (первые мануфактуры), религия (церковные догматы – слабый помощник в экономике), наука (научные знания, достоверные, практичные, которые помогают производству). Наука становится опорой экономики и философии. Проблема метода научного познания выходит на первый план.
Рационалистическая философия Декарта Основатель: Рене Декарт
Рационализм - гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет человеческое мышление. ............