Колледж "Престиж"
Философия Ш. Кудайбердиева
Джаксылыкова Сабина
Содержание
Введение
Биография
Философия Шакарима
Три истины Шакарима
Особенности философской лирики Ш. Кудайбердиева
Заключение
Введение Дело в том, что в советское время эта сфера традиционно ограничивалась такими бесспорно значимыми именами мыслителей, как Ы. Алтынсарин, Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, и фактически не изучалась. Да и сегодня среди определенной части философов бытует мнение, отрицающее ее существование. Однако, несмотря ни на что, казахская философия была и есть. Причем, по мнению ее исследователей, она имеет 25-вековую историю.
Я же в своей работе хочу рассказать об одном из наиболее выдающихся представителей казахской культуры и философии - Шакариме Кудайбердиеве.
Биография Шакарим Кудайбердиев родился в предгорьях Чингистау нынешнего Абаевского района Семипалатинской области в 1858 году. В семилетнем возрасте он остался без отца, и его воспитывал родной дядя - великий Абай. Абай сумел точно уловить способности своего племянника и направить его на путь истины.
Систематического образования Шакарим не получал, зато он усиленно занимался самообразованием. По настоятельному совету и при материальной поддержке Абая Шакарим посетил Турцию, побывал в Аравии, во Франции, совершил паломничество в Мекку, работал в библиотеках Стамбула и Парижа. При всем том особенно близкой ему была русская культура, с которой он был знаком не понаслышке.
На его долю выпала нелегкая жизнь. После смерти Абая и его сыновей Шакарим стал отшельником, уединился в дальних местах Чингистау, где в одиночестве писал стихи, излагал раздумья и обосновывал свои научные открытия.
1931 год оказался для мыслителя роковым. Его обвинили в организации нападения группы бандитов на районный центр, и небольшой отряд НКВД без суда и следствия расстрелял Шакарима. Ему было тогда 73 года. Тело убитого сбросили в заброшенный колодец, где оно пролежало в забвении тридцать лет. Позднее Кудайбердиева реабилитировали, и в 1962 году его останки прерзахоронили в урочище Жандыбай близ могилы Абая.
Шакариму Кудайбердиеву принадлежат философский трактат "Үш анық", многочисленные переводы лучших образцов восточной и русской литератур. Он осуществил стихотворное переложение повестей А. С.Пушкина "Дубровский" и "Метель", перевод рассказов Л.Н. Толстого, поэм Физули и Хафиза. Вершиной переводческой деятельности стало вольное изложение поэмы "Лейли и Меджнун" по мотивам одноимённой поэмы Фирдоуси. Шакарим Кудайбердиев сотрудничал с братьями Белолюдовыми, Е.П. Михаэлисом, Н. Кулжановой (с первой казашкой-журналисткой), будучи членом Русского географического общества. Шакарим Кудайбердиев является крупным поэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традиций великого Абая. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характерны мотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа.
Сердцевина идей Шакарима - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт-просветитель не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. ............