Философия средневековья: XIV -XV вв.
Основной чертой мировоззрения средневековой философии является полная ее зависимость от религии, что, в конечном счете, и проявилось в ее теоцентризме.
Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание.
Это время глубокого кризиса рабовладельческого строя, усиленной эксплуатации рабов и свободной бедноты. Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь «божьего спасителя» и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия-христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям без различия их национальности и сословий, как к равным перед богом (главная причина ее притягательности).
В этот период происходит систематическая разработка христианской философии. В борьбе против языческой религии и заблуждений еретиков, атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греч. «апология» - защита), которые хотели приспособить греческое философское учение к потребностям собственных концепций. Один из них Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160-230 г. н. э.). юрист, философ и теософ, активно поддерживал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения, а его принцип «верю потому, что нелепо» был призван доказать, что истинность веры является совершенной иной, чем истинность разума, материального мира. Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологии (науке о вере), что было характерным для всего последующего периода развития христианской философии.
Европейская мысль того времени развивалась главным образом на основе христианской культуры. Центрами науки являлись: монастыри, религиозные ордены и университеты, между которыми происходили доктринальные теоретические споры, породившие в свою очередь расцвет схоластики (от греч. «школа»).
Средневековье характеризуется тем, что понятие «логос» облекалось в божественную форму и согласно христианской догматике являлось одно из ипостасей Святой Троицы. Это определило всю средневековую теорию познания, поскольку именно Бог как причина всего сущего являлся предметом гносеологии.
Крупнейшим христианским мыслителем и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин. Из его главного принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Бог выступает и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду, он является наивысшим благом и причиной всякого блага.
Познание и вера вызвали многочисленные споры, суть которых сводилась к двум основным вопросам: «Познаю, чтобы верить» или «Верую, чтобы знать». Наиболее сильным был тезис основоположника философской теологии Аврелия Августина о единстве (тождестве) веры и знания, который он выдвинул на самой заре средневековья.
В основе христианского мировоззрения лежат два философских принципа: идея творения и идея откровения. Идея творения служит фундаментом учения о бытии (онтологии), а на идее откровения базируется учение о познании (гносеология). ............