Часть полного текста документа:Философия транснационализации А.Г. Мовсесян, председатель правления АКБ "Паритет", профессор кафедры "Мировая экономика и МВКО" Транснационализация, как и другие крупные социально-экономические явления, потребовала определенного философского осмысления и обеспечивающей развитие этого процесса идеологической платформы. Конечно, нельзя воспринимать формирование той или иной философии и идеологии примитивно как некоторую заказанную ТНК и выполненную интеллектуалами работу (хотя и социальный заказ играет немаловажную роль). Философско-идеологическая платформа транснационализации создается стихийным эволюционным путем, подобным развитию самой транснационализации. Из вырабатываемых группами ученых и специалистов философских и идеологических концепций побеждают и занимают доминирующее место в общественном сознании те, которые наилучшим образом соответствуют потребностям обеспечения развития самого объективно обусловленного процесса. Однако здесь имеет место и обратный эффект, названный известным бизнесменом и теоретиком бизнеса Дж. Соросом рефлексивностью. Теоретические оценки и концепции могут существенно влиять на ход самого процесса. Таким образом, устанавливается своеобразная обратная связь в системе процесс и его теоретическое описание. Они развиваются вместе, коэволюционно. Основные движущие силы, пружины экономического развития вообще и экспансию ТНК, в частности, хорошо объясняет незаслуженно отброшенная у нас в стране в период засилья марксизма философия волюнтаризма (лат. voluntas - воля). Это философское течение, ярким представителем которого является без особого повода демонизированный нашей старой идеологией великий Фридрих Ницше (1844 - 1900), предлагает рассматривать основные процессы социально-экономического развития с позиции реализации частных устремлений, воль отдельных лиц. Ницше видел объяснение всех коллизий и проистекающего из них развития в борьбе за власть. "Везде где борются - борются за власть", - говорил философ. Термины "власть" и "воля" были в дореформенный период изрядно скомпрометированы в массовом сознании, а производный от воли термин "волюнтаризм" приобрел даже ругательный смысл. Для понимания движущих сил экономического развития необходима реабилитация волюнтаризма в общественном сознании на базе научного истолкования и непредвзятого взгляда на его основные положения. Власть в волюнтаристической философской теории - это возможность осуществить свою волю и свои желания по отношению к чему или кому-либо. Она может быть законной или незаконной, базироваться на силе, влиянии, традициях (родительская власть и т.п.) или других неформальных институтах. Воля к власти, то есть к расширению своих возможностей в различных сферах - одна из основных, заложенных на уровне безусловных рефлексов мотиваций человеческого поведения. Воля к экономической власти, то есть к власти в сфере экономики, отдельных личностей, особенно ярко выраженная у людей, называемых предпринимателями, является основным двигателем экономики. В сочетании индивидуальных властных устремлений и накладываемых обществом формальных и неформальных институциональных ограничений (правил игры) состоит существо экономической системы. Сочетание этих взаимосвязанных факторов обусловливает определенную меру власти человека или некоторой группы. ............ |