Часть полного текста документа:Философия в России Философией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального философа, каким являются, например Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон для англичан, в России не было. Философские науки - метафизика, логика, этика, психология, история философии и эстетика - развились у нас, как и на Западе, в связи, главным образом, с университетским преподаванием. С конца XVIII века все течения западноевропейской философской мысли отражались и в русской философской литературе; чем теснее становилась связь умственной жизни Запада с Россией, тем заметнее и влияние философии Запада на Россию. Область философской литературы в России до конца XVIII века еще весьма мало исследована. Первая книга, написанная киевскими философами - "Ифика иерополитика, или Философия нравоучительная преуподобления изъясненна к наставлению и пользе юным", Афанасия Миславского , архимандрита Печерского (Киев, 1712); первый писатель, проявивший своеобразное философское дарование - Г. Сковорода (1722 - 1794), в котором находят любопытное сочетание мистицизма с рационализмом. Сочинения его до сих пор еще не все могут быть изданы; хорошее издание их принадлежит профессору Багалею (Харьков, 1894); статьи о Сковороде написаны Г.П. Данилевским в "Украинской Старине" (Харьков, 1866) и профессором Зеленогорским , в "Вопросах Философии и Психологии" 1894 г. С открытием Московского университета началось светское преподавание философии; у нас водворилось вольфианство, господствовавшее в то время в Германии; в Россию были приглашаемы иностранные учителя или вводимы их учебники (например, Баумейстера, Винклера ). Вольфианство отразилось на сочинениях Д. Аничкова и А. Брянцева . Общество, однако, находилось всецело под влиянием французских энциклопедистов; популярно и талантливо написанные сочинения Дидро и Вольтера были гораздо более по плечу дилетантам из образованного общества, чем тяжеловесные и скучные учебники Вольфа . На смену французскому влиянию явился мистицизм, особенно в царствование Александра I . И в этом направлении, центром которого сделалась в Москве типография Лопухина , руководящая роль принадлежала иностранным писателям Сен Мартену и Якову Бэму (см. книгу Лонгинова : "Московские Мартинисты"). Влияние Канта сначала сказалось главным образом на университетском преподавании. Первый, кто возражал против учения Канта о пространстве и времени, был Осиповский, профессор Харьковского университета ("О пространстве и времени", Харьков, 1807). Шеллинг оказал влияние особенно на преподавание естественных наук или натурфилософии; первым русским шелллингианцем был профессор Медико-Хирургической академии в Санкт-Петербурге Данило Велланский . Его многочисленные сочинения и талантливые лекции (о которых рассказывает Н. Розанов , "Русский Вестник", 1867) производили значительное впечатление; теперь его сочинения имеют лишь исторический интерес. В Москве проповедником шеллингианства был профессор сельского хозяйства и физики М. Павлов (см. Е. Бобров , "Материалы к истории русской философии"). С общими философскими принципами Шеллинга знакомили публику и студентов А.И. Галич в Петербурге и И.И. Давыдов в Москве. Некоторое влияние Шеллинга можно заметить и на князе Одоевском , Н.И. ............ |