Часть полного текста документа: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ" И ВОЗМОЖНОСТИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА 1. Содержание: 1. Содержание: 2. Постановка проблемы 2.1. Об исследовании модели и структуры мышления 2.2. Почему именно на базе философии Ф.Ницше? 2.3. Важность "ценностного" подхода 3. Мозг как объект исследования 3.1. Перспективы объединения подходов, разработанных в разных областях науки 3.2. Модель мозга 4. Следствия применяемого подхода 4.1. Онтологические и гносеологические 4.2. Морально-этические 4.3. Общественно-культурные 5. Литература: 1. Постановка проблемы 2. 1.Об исследовании модели и структуры мышления Философия как наука имеет предметом исследования широчайшую область знаний и представлений как о самом человеке и человечестве в целом, так и об окружающем его мире. Исторически сложилось так, что к области философии относились все теоретические наработки, касающиеся самых общих вопросов, волнующих человека, но не имеющих при этом конкретных ответов (ответы на вопросы являются скорее прерогативой конкретных наук). Философия при этом выполняла роль некоторого "склада" знаний (в самом общем смысле), понятий, представлений и, что самое главное, вопросов. По мере хода истории происходила (и происходит) непрерывная "ревизия" этого склада. Некоторые группы "удачно поставленных" вопросов, то есть таких, в которых из общей совокупности знаний удачно выделялись и структурировались наиболее существенные связи, выделялись из философии в самостоятельные конкретные науки, то есть становились в значительной степени едиными замкнутыми областями. Это позволяло уменьшить число "единиц хранения", упорядочивая таким образом склад знаний за счет их структуризации. С другой стороны, как в связи с проведенной структуризацией (в значительной степени), так и независимо от нее, появлялись новые знания, непрерывно пополняющие этот склад. Любопытно, что правильная постановка некоторого изначально чисто философского вопроса, особенно позволяющая связать этот вопрос с эмпирическими данными или хотя бы выделить определенным (еще раз используем слово удачным) образом его существенные части и взаимосвязи, нередко приводила к взрывообразному увеличению темпов структуризации и накопления конкретных знаний в этой области, а, часто, и к переупорядочиванию значительной части философского "склада". При этом верно и обратное - средние века в Европе могут служить примером того, что определенная постановка философских проблем может и сдерживать развитие. Разумеется, сказанное не является ни для кого откровением; в течение всей свей истории человечество пыталось найти "философский камень" - то есть ту ниточку, потянув за которую, можно распутать весь клубок - понять сущность бытия. В настоящее время тот факт, что философия не является замкнутой областью, то есть что разные ее области не могут быть "выведены" друг из друга, а, следовательно, не существует и этой единой ниточки, не вызывает ни у кого сомнения. Однако, из этого вовсе не следует, что ключевых ниточек не нужно искать - несомненно, что как минимум многие философские категории являются взаимосвязанными и, в значительной степени, взаимообусловленными. Так, например, понятия этики или права вряд ли когда-нибудь удастся вывести из понятия материи, но, в то же время, нельзя не признать, что не определив и не разработав должным образом такие понятия, как познание или сознание, вообще невозможно говорить об упорядочении философской картины мира. ............ |