Часть полного текста документа:Философская мысль Руси XI-XVII вв. Татьяна Николаевская Древнерусская философская мысль носила религиозно-мистический характер. Мистицизм уходит корнями в глубокую древность, в язычество. Языческое сознание древних славянских племен сформировалось к Х в. Сознание восточных славян, которые испытали влияние тюркских, угро-финских и балтских древних религиозных культов, характеризуют: политеизм (обожествление природных стихий и поклонение им) и тотемизм (единство, тождество, духовного и физического бытия). Языческое сознание продолжало функционировать и после принятия христианства, что обусловило развитие так называемого феномена двоеверия, выразившегося во взаимопроникновении языческой и христианской идеологии, - явления, характерного для древнерусской культуры. С принятием христианства складывается эсхатологическая картина мира: мир был сотворен Богом и, следовательно, конечен - бытие мира продлится до дня Страшного суда. Существование мира и человека соответственно зависят от Бога. Древнее мировоззрение также характеризует дуализм - двойственный взгляд на мир. Мир и человек - поле битвы двух противоположных начал: добра и зла, духовного и материального, души и плоти. С принятием христианства человек все больше обращает внимание на духовную сторону жизни, становится моральным существом - ответственным за свои поступки, за грехи, за свою душу. Уже в Древней Руси в православии формируется соборная ответственность, т.е. ответственность за ближнего своего, за общину, за весь мир. К Х1-Х111 вв. можно говорить о древнерусской философской мысли как о сложившемся явлении. Благодаря христианству стало возможным приобщение Древней Руси к высокоразвитым византийской и болгарской культурам. В центре духовных поисков мыслителей тех времен образ Софии Премудрости Божией. Образ Софии стал основой софиологии - направления религиозной-философии мысли, которое окончательно оформится в Х1Х-ХХ вв., а в древнерусской мысли отразит традицию соединения философии с художественными аллегорическими образами. Огромное значение для развития философии имеет появление письменности - ведь именно мысль, зафиксированная письменно, сохраняет мудрость и знание и сообщает их будущим поколениям. Первым дошедшим до нас памятником русской письменности является "Остромирово Евангелие" (1056-1057). К другим памятникам Х1-Х11вв., представляющим философско-онтологическую ценность, относятся: "Шестоднев" Иоанна Болгарского и другие "Шестодневы", где пространно комментировались библейские сюжеты, а также "Слово о законе и благодати" Иллариона, "Златоуст" Кирилла Туровского, "Поучение" Владимира Мономаха. Первое определение философии на старославянском языке принадлежит создателю старославянского алфавита Константину Философу (Кириллу). Он понимал философию как "познание всех вещей, божественных и человеческих, насколько человек может приблизиться к Богу". Большое значение для выражения и сохранения мировоззрения того времени имел агиографический жанр, повествующий о житиях святых, среди которых памятники ДРЛ (древнерусской литературы): "Сказание о Борисе и Глебе", "Чтение о Борисе и Глебе", "Память и похвала князю Владимиру", "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского". ............ |