Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра политологии РЕФЕРАТ на тему: "Философские идеи И. Канта" Выполнил студент I курса ФБД: Клименок М. А. Проверил преподаватель: Васильева И. Л. Минск 2001г. Список использованной литературы: 1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. 2. Шаповалов В. Ф. "Основы философии. От классики к современности": Учеб. пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. От Р. Декарта до И. Канта пролегает целая эпоха. По справедивости следует упомянуть как минимум двух мыслителей. Это Дж. Локк и Г. Лейбниц. Их труды составили важную веху в эволюции философской и научной мысли. И все же, не кто иной, как И. Кант сумел обобщить в своем творчестве то, что накопила Европа в период после декартовских новаций. Свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь И. Кант провел безвыездно в родном Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии. Отец его был небогатым ремесленником. Будущий мыслитель получил образование в протестантской школе. Закончив богословский факультет Кенигсбергского университета, он несколько лет проработал домашним учителем в богатых семействах, затем до конца своих дней занимался научно-философской и преподавательской деятельностью в стенах университета родного города. С детства И. Кант отличался слабым здоровьем. Однако благодаря строгой самодисциплине и аскетическому образу жизни он достиг того, что дожил до глубокой старости. 1. Смысл учения И. Канта в контексте новоевропейской культуры И. Кант внес свой вклад в дальнейшее развитие и утверждение основных особенностей новоевропейской культуры. Напомним, что ранее они были сформулированы нами следующим образом: активное отношение к миру ("западный активизм") и формирование такого понимания научного знания, которое исключало бы из науки всякий субъективный произвол, сделало бы ее знанием общеобязательным - всеобщим и необходимым. Что касается первого (активизма), то здесь вклад И. Канта кажется не столь очевидным: философ делает акцент на активности во внутреннем (духовном) плане. С его точки зрения сфера подлинной свободы - это сфера духа, т.е. сфера внутреннего мира человека. Именно в своем духовном мире человек волен самоопределяться по собственному усмотрению в отличие от мира природы. В последнем царствует необходимость, что подтверждается открываемыми наукой законами природы. Законы природы, формулируемые наукой, действуют с железной необходимостью, не зависящей от человека. Обоснованию и изучению сущности научных (т.е. общеобязательных) истин посвящена значительная часть творчества мыслителя, прежде всего его знаменитый труд "Критика чистого разума" (1781). "Критика" для И. Канта - это уяснение возможностей и границ, в данном случае - познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является то, что у мыслителя получило название "чистого разума". Чистый разум - это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. ............ |