Философские идеи Сократа (сущность человека, Этические принципы, «сократический метод»)
Сократ - это легендарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал мудрости. С его именем связан поворотный пункт в развитии античной философии. Переход от космоцентризма к антропоцентризму. Антропоцентризм ставится в центр. Значительным достижением Сократа стало «учение о человеке». Сущность человека есть его душа. Под душой он понимает разум, разуму противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Страсти способствуют неумеренности, они постоянно грозят нарушить равновесие души. В отличие от страстей, разум логичен, последователен. Он является источником самообладания. Через разум человек приходит к власти над собой, над стихийными порывами – к свободе. Свободен тот, кто умеет управлять страстями. Традиционно считалось, что герой это тот, кто побеждает врагов внешних. У Сократа героем становится мудрец, который побеждает врагов внутренних.
Сократ является основоположником этики - учения о морали, нравственности. Античная этика включала в себя: 1)учение о благе. 2)учение о добродетелях. 3)учение об обязанностях.
Благо - понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Важнейшее: хорошее здоровье (телесные силы), духовное здоровье (умственные способности, все способности души), искусственные науки, дружба, основа которой правдивость, согласие между родителями и детьми, гражданская общность (государство).
Вторая часть - «учение о добродетелях». Они необходимы для достижения блага. Три основные: воздержанность (самообладание), храбрость, справедливость. Все это вместе - мудрость.
Третья часть - «учение об обязанностях». Обязанность - это закон, которому каждый разумный человек должен следовать в своей жизни. Закон состоит в том, чтобы избегать дурного и стремиться к благу, для этого нужно ограничить потребности и чувственное удовольствие. Сократ выдвинул концепцию прямой логической обусловленности, нравственности, знания. Ее основные положения: 1)добродетель всегда есть знание, порок это всегда невежество. 2)никто не грешит сознательно, зло совершается только по незнанию.
Метод Сократа.
Метод- диалектика. Основными элементами диалектики Сократа являются: 1)вопросно-ответный метод (правило начинать беседу с вопросов партнеру по беседе. Умение правильно ставить вопросы, только в определенном месте переходить к изложению собственных взглядов). 2)ирония (игра, шутка или хитрость, направленная на то, чтобы собеседник обнаружил себя. За иронией скрывается уловка, заключающаяся в притворстве, собственном невежестве). Майэвтика (повивальное искусство. Это метод, помогающий рождению человеческой мысли. Философ, действующий поэтому методу, уподобляется акушеру, повитухе, принимающей роды). «знание о незнании». («я знаю, что я ничего не знаю». Вызывало благотворное удивление зрителей, стимулировало диалог).
Философия Аристотеля (критика теории идей Платона, учение о форме, проблемы государства и права)
философия идея сократ аристотель
Аристотель (384-322 гг до н.э.)- древнегреческий философ классического периода, воспитанник Платона. Самый универсальный мыслитель, который оказал исключительно большое влияние на развитее философии, науки и всей культуры. ............