План План. 1
Краткая биография Р. Штайнера. 2
"Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки". 9
"Общая наука о человеке как основа педагогики". 13
Эвритмия. 15
Литература. 22
Краткая биография Р. Штайнера В XX веке во многих европейских странах появились штайнеровские или вальдорфские школы. В них используются принципы штайнеровской педагогики, основанной на учении о человеке, предложенном Рудольфом Штайнером (1861 - 1925).
Первая вальдорфская школа была основана в 1919 году в Штутгарте в Германии для детей рабочих табачной фабрики “Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в одних странах штайнеровскую педагогику называют по имени ее основателя Р. Штайнера, в других - вальдорфской - по месту нахождения первой школы.
Рудольф Штайнер - редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, автор трудов в области философии и теории науки. Как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с распространением педагогических учреждений, работающих на основе созданной им педагогики.
Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. В своей автобиографии Штайнер описывает, как уже в возрасте около семи лет он переживает в себе пробуждение способностей "духовного зрения". Он видит некую "другую сторону мира, скрытую от чувственного взгляда": "Я различал предметы и существа, которые "видят", и которые "не видят". Я хотел найти основания сказать себе, что переживание мира духовного настолько же мало есть иллюзия, как и переживание мира чувственного. Эта мысль позволяла говорить о духовном мире так же, как и о чувственном... ". В последствии он изложил этот опыт в своих трудах, прежде всего "Как достигнуть познания высших миров".
Осенью 1879 года Штайнер поступает в Высшую Техническую школу в Вене. Главные предметы изучения - математика, естественная история, химия.
В 1890 г. Штайнер переехал в Веймар изучать творчество Гёте. Его комментарии и вводные очерки к научным творениям Гете получают высокую оценку специалистов. В свои венские и веймарские годы, наряду с педагогической деятельностью и исследованиями наследия Гете, Штайнер много работает над разработкой собственной научно-философской позиции. Он пишет "Теорию познания мировоззрения Гете", защищает докторскую диссертацию, изданную затем небольшой книжкой под названием “Истина и наука" и создает свой основной философский труд – "Философия свободы".
В 1897 году Штайнер переселяется в Берлин, где становится редактором "Литературного журнала". Правление школы для рабочих приглашает его преподавать рабочим историю и ораторское искусство. Штайнер берется за эту задачу, приобретая педагогический опыт.
В середине сентября 1900 года Штайнера пригласили выступить с докладом о Ницше в Теософской библиотеке графини и графа Брокдорф. Это событие можно считать поворотной точкой его жизни. Штайнер заметил, что среди слушателей были люди, серьезно относящиеся к его мировоззрению. Последовало вторичное приглашение. На этот раз Штайнер говорит об эзотерической основе творчества Гете, о символике его "Сказки о Зеленой Змее и Прекрасной Лилии". ............