Часть полного текста документа:Содержание Введение 2 1. Проблема системной парадигмы в природных геосистемах 6 2. Философские проблемы природно-технических геосистемах 17 3. Проблемы взаимодействия естествознания (особенно географии) и технических наук 20 Заключение 28 Литература 29 Введение Отдельные науки, изучая закономерности развития разных структур планеты, осуществляют это на основе не всех имеющихся фактов, а лишь находящихся в связи с особенностями собственного объекта изучения - теоретического образа изучаемой действительности. Представление об объекте - исходный пункт каждой науки, результат обобщения совокупности данных, выявления общих закономерностей развития действительности, мысленного доказательного обособления их во всеобщей причинно-следственной связи с целью более углубленного изучения. Все теории и методики, разработанные в рамках отдельной науки, отражают закономерности развития только этой части действительности. Объекты познания - мысленные образы явлений действительности, - как правило, изучаются многими науками. В наибольшей степени это очевидно, когда речь идет о Земле в целом и о комплексе внешних оболочек планеты. В связи с этим между науками складывается своеобразное "разделение труда": каждая из них изучает определенную структуру отношений в объекте или в связи с ним - взаимосвязь определенных компонент, процессов и т.д. На этой основе также формируется мысленный образ изучаемой части действительности - предмет науки. Таким образом, объект и предмет науки взаимосвязаны. Однако для них характерно и еще одно свойство: по мере развития знания, конкретизации исходных представлений, содержание представления об объекте и предмете меняется. На разных этапах познания у одной и той же науки даже при относительно устойчивом в действительности изучаемом явлении оказываются разные представления об объекте и предмете. Согласно современным представлениям, география, наряду с другими науками о Земле, изучает комплекс внешних оболочек планеты. Это - ее объект. Однако это и объект всех наук о Земле. А по мере того как углубляется экологический кризис, этот комплекс - земной "дом человечества" (4, с.7) - все в большей степени становится объектом изучения едва ли не всех существующих наук и, более того, порождает новые. Предметом географического изучения в этом взаимодействии наук на ранних этапах являлась дифференциация состояний комплекса, а сейчас его территориальная организация. Изучение системы "общество-природа", связей и процессов в ней требует привлечения многих научных направлений, использования системного подхода. Естественные, технические, и общественные науки изучают взаимосвязи природы и общества с различных сторон. Широкий круг технических наук ведет, прежде всего, поиск и разработку новых технологических систем и рациональной мало- или безотходной технологии. Естественные науки, также как и лесо- и сельскохозяйственные, разрабатывают пути наиболее эффективного использования и охраны земель от деградации, рационального использования кормовых и лесных ресурсов. ............ |