Часть полного текста документа:Философские школы средневековья Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение(средневековая "школьная" философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога. Проблема универсалий-проблема общих понятий(ставилась Платоном-"идеи", Аристотелем-"материя и форма"). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов. Реалисты-утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом). Номиналисты- считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена(810-77)-ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие а разделяет на четыре природы: Не сотворенная, но торящая-бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей. Сотворенная и творящая-божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно. Сотворенная и нетворящая-чувственно-воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей. Не сотворенная и не творящая-бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей. Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по-существу. Образование вещей Э. связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Э. по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью. Ансельм Кентерберийский(1033-1109)-подобно Августину утверждал, что вера должна быть выше разума: следует "верить, чтобы понимать", однако вера может быть "рационально" обоснована. Христианские догматы для А.-незыблемая истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере. "Вера ищет разума"-суть его воззрений. "Я верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме"-1-й вывод из тезиса. "Верую, чтобы понимать"-2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылок знания(существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает научное познание. А. Связал тесно теологию с философией. Иоанн Росцелин(1050-1120)-Франция. Был крайним номиналистом, обвинен в ереси. Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(бог един в трех лицах, значит понятие "бог" относится ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога). Он утверждал, что общие понятия-только имена, названия, просто "сотрясения воздуха". Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи. Пьер Абеляр(1079-1142)-французский философ и теолог. ............ |