Часть полного текста документа:Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова Исторический факультет Философские взгляды Гельвеция. I курс, группа 1091. Верховых А.Ю. Москва 2001 Гельвеций и его труды Выдающееся место в истории французского Просвещения и материализма по праву принадлежит Клоду Адриану Гельвецию, одному из наиболее прозорливых и дальновидных мыслителей, сосредоточившему свои усилия главным образом на проблемах социальной философии и этики. К.А.Гельвеций родился в Париже, в январе 1715 года, в семье придворного врача. Учился в колледже Людовика Великого. Он рано почувствовал отвращение к схоластике, которая составляла основу иезуистского воспитания. Проникшись презрением к схоластическому воспитанию, Гельвеций стремится взять в свои руки дело своего обучения. Он читает и перечитывает Корнеля, Расина, Буало, Мольера, Лафонтена. Увлекают его также французские философы и моралисты - Монтень , Лабрюйер, Ларошфуко. Завершив курс обучения в колледже, Гельвеций по воле отца начал готовить себя к карьере финансиста. Но в 1738 году королева Мария Лещинская, желая облагодетельствовать своего личного врача, предоставила его сыну, молодому Гельвецию, должность генерального откупщика с годовой рентой 300 тысяч ливров. Будущий философ неожиданно стал богатейшим человеком. Одновременно он получил возможность в силу своего служебного положения непосредственно знакомиться с реальной картиной общественной жизни, безмерными страданиями народа. В период своей деятельности в качестве генерального откупщика Гельвеций познал феодальную систему и проникся к ней нескрываемыми антипатиями. На волнующие вопросы жизни Гельвеций искал ответы у передовых людей века - своих предшественников и современников, у Фонтенеля, Монтескьё, Вольтера и других видных просветителей. Отказавшись от должности генерального откупщика, Гельвеций получил возможность полностью приобщиться к кругу вопросов, которые волновали всю мыслящую дореволюционную Францию. Из всех великих современников наиболее видную роль в духовном формировании Гельвеция сыграл Вольтер. Будучи уже одним из выдающихся вождей просветительского движения, Вольтер проявил большой интерес к первым литературным опытам молодого Гельвеция. Переписка между Вольтером и Гельвецием свидетельствует о пристальном внимании признанного мастера к начинающему ученику, к его идеям и художественным формам их выражения. В переписке Вольтера и молодого Гельвеция многократно поднимается вопрос о боге, религиозных ценностях. Вольтер настойчиво пытается навязать своему молодому корреспонденту деистические взгляды. Заслуживает внимания то обстоятельство, что Гельвеций, несмотря на своё огромное уважение к Вольтеру, критически отнёсся к деистическим взглядам своего учителя. Уже первые литературные произведения Гельвеция показали, что в области как политических, так и философских взглядов он занял более радикальные позиции, чем Вольтер. Тридцатые и сороковые годы не были для Гельвеция временем лишь освоения обширных знаний, сближения и переписки с выдающимися деятелями передовой антифеодальной культуры дореволюционной Франции. В эти годы им был написан ряд произведений, в которых можно найти наброски многих основных идей его работ "Счастье", "Об уме" и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании". Один из первых литературных опытов Гельвеция - "Послание о любви к знанию" (1738 г.). ............ |