Часть полного текста документа:Философское исследование человека: проблема исходных допущений Хидиятов Н. Б. Философия - предельная форма размышления человека о самом себе. Будучи погруженным в логику повседневной жизни и оценивая собственную жизнь, человек движется в рамках понятных, чувственно-конкретных представлений о доме, семье, здоровье и благополучии близких и самого себя, необходимом материальном достатке и т.д. Чтобы сформулировать проблему своего пребывания в мире так, как сделал это, скажем, И.Кант в форме вопросов о том, что есть человек как таковой, что он (я) может знать, на что надеяться и что должен делать именнокак человек, - для этого надо овладеть логикой и высотой философских абстракций. Однозначности в выборе философского языка, в способе изложения и содержательной трактовке проблемы человека и его пребывания в мире в философии, как известно, нет, однако различия, даже существенные, вплоть до противоположных выводов, могут по сути своей носить внешний характер, так как философское исследование довольно часто осуществляется, используя одни и те же мыслительные навыки, одни и те же исходные допущения и категориальные структуры, которые затем, разворачиваясь в некоторое целостное учение, могут приводить к каким-либо содержательным различиям. На анализе гносеологических рамок, допущений, которые обеспечивают развертывание философской мысли о человеке, мне и хотелось бы остановиться 1. Такая постановка проблемы - анализ допущений, на базе которых становится возможным определенное философское учение о человеке - концентрирует внимание исследователя не на том, как в этом философском учении трактуется человек и его место в мире, а на том, как стала возможной трактовка человека именно в таком содержательном и логическом построении. Соответственно, на передний план выдвигается анализ содержания и логики развертывания философских абстракций как таковых, которые затем обеспечивают какое-либо конкретное рассуждение по поводу человека. При этом само мое сознание, формулирующее такую задачу, находится в момент анализа в некоторой третьей позиции, с высоты которой и становится возможным предполагаемое исследование. Но сама эта "третья позиция" для анализа в этом случае закрыта, не может быть объективирована, так как мое сознание непосредственно присутствует в этой позиции, слито с ней. Поэтому я могу сейчас лишь зафиксировать ее как точку, в которой мое сознание пребывает и может решать обозначенную задачу, но не более того. Подробнее к этому можно будет вернуться позже, а сейчас попробуем определить то, как строится логика и содержание исследования проблемы человека в традиционном или классическом философствовании, т.е. в философствовании, которое реализовано в философских системах, начиная от Ф.Бэкона и Р.Декарта и заканчивая Г.Гегелем, но во многом воспроизводимого и в философии ХХ века. Прежде всего отмечу, что учение о человеке опирается на общую посылку классического философствования, заключающуюся в признании однородного и единого пространства сознания, независимого от своей фактической пространственной и временной представленности, а также от эмпирического проявления себя в множестве индивидуальных человеческих сознаний. То, что это единое сознание может характеризоваться историческим своеобразием, обусловленным временем, культурой или, например, психологическими особенностями личности, - это признается, однако считается вариациями, проявлениями сознания, в своей сути одного и того же, в своих глубинных основаниях неизменного, а потому понятного при общении людей между собой и воспроизводимого в любой точке пространства и времени. ............ |