План
Вступление
1. Педагоги-философы Русского Зарубежья конца 19 – начала 20 веков
2. Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже 19 – 20 веков
Заключение
Список литературы
Вступление
Наука российского Зарубежья относительно недавно стала объектом отечественных историков. Вклад педагогов-эмигрантов получил высокое признание.
На рубеже 19-20 столетий идет активный процесс дальнейшего развития педагогических теорий и систем с новыми подходами к теоретическим, практическим проблемам воспитания и образования. Пересматриваются функции образования и воспитания. Поиск новых возможностей развития педагогической науки ведется в разных направлениях. Обращение к личности ребенка, его воспитанию и образованию инициирует разработку новых идей.
На рубеже 19-20 веков в педагогической науке русской эмиграции идет также активный процесс в осмыслении различных аспектов развития и становления личности.
Цель данной работы – рассмотреть и обобщить основные идеи в осмыслении педагогами русского зарубежья аспектов развития личности.
Исходя из цели работы можно обозначить следующие задачи:
1) обозначить круг педагогов-философов, относящихся к периоду русского зарубежья на рубеже 19-20 веков;
2) рассмотреть основные теоретические и практические идеи педагогов русского зарубежья на рубеже 19-20 веков.
1. Педагоги-философы Русского Зарубежья конца 19 – начала 20 веков
Наиболее отличительной чертой развития педагогической науки России и русского зарубежья на рубеже 19-20 столетий было существование самых разных течений. Некоторые русские педагоги работали в эмиграции и пытались осмыслить философские, психологические, культурологические, религиозные проблемы становления и развития личности. Педагоги русского зарубежья создавали и поддерживали русскоязычные учебные заведения всех ступеней(начальная, средняя и высшая) в крупнейших центрах эмиграции, таких как Берлин, София, Прага, Харбин, Париж.
Развитие педагогической мысли в условиях эмиграции питалось, с одной стороны, той неистребимой потребностью русских ученых в осмыслении философских, психологических, культурологических, религиозных проблем становления и развития личности, образования и культуры, с другой стороны, наличием детской и юношеской эмиграции, нуждавшейся в социальной и педагогической защите и образовании. Российскую интеллигенцию объединяла забота и тревога о судьбах подрастающего поколения.
Активатором педагогической мысли в эмиграции явились общеэмигрантские педагогические съезды как общей направленности в 1923, 1925, 1926 годах, так и по проблемам дошкольного воспитания в 1927 году, внешкольного образования в 1928 году, воспитания школьной молодежи в 1929 году.
Большую роль в распространении педагогических идей сыграли журналы – «Русская школа за Рубежом», «Русская школа», «Бюллетень»и «Вестник». Педагогические журналы издавались в Берлине, Варшаве, Харбине, Риге, Шанхае, Сан-Франциско и др. В эмиграции ненадолго возникли такие педагогические центры как кафедры педагогики и психологии, педологии, физического воспитания, внешкольного образования в педагогических институтах Праги, Харбина и др.Здесь шла своя научно-педагогическая мысль, публиковались труды, издавались курсы лекций для студентов.
Главным богатством педагогической эмиграции были люди науки. ............