Часть полного текста документа: Философы 815-877гг Эригена Иоанн Скот Средневековый философ, по происхождению ирландец, жил во Франции. На основании неоплатоницизма создал свое мистическое учение, в основном иложенное в сочинении "О разделении природы". Бытие Эригена разделяет на четыре природы: 1) не сотворенная, но творящая - Бог как источник всех вещей; Он бесформен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей; 2) сотворенная и творящая - божественные идеи, выступающие как первичные причины. Идеальный мир создан Богом из себя самого и существует вечно; 3) сотворенная и не творящая - чувственно воспринимаемый мир, который есть проявление единого материального мираво множестве различных вещей; 4) не сотворенная и не творящая - Бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей. Образование вещей Эригена связывал с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от Бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к Богу. Система Эригена, по существу пантеистическая, была осуждена католической церковью. 1020-77гг Чжан Цзай Один из основоположников неоконфуцианства. Согласно учению Чжан Цзай, все существующее в мире образуется из первоматерии - Ци, которая обладает свойством движения и покоя. Природа - это "корень", а разум является ее порождением. Первосостояние Ци Чжан Цзай называл "великой пустотой". Первоматерия рассеивается в "великой пустоте", а ее скопление подобно превращению воды в лед. Скопление и рассеивание Ци определяет рождение и гибель всех явлений и вещей. Большое значение в философии Чжан Цзай отводилось понятию "Дао" (путь), которым обозначался процесс изменения и превращений Ци. Движение и изменния первоматерии основаны на взаимодействии двух противоположностей: положительного - Ян и отрицательного - Инь. Их единство и есть Дао, которое Чжан Цзай определял также как "великую гармонию". Движение в природе не носит хаотический характер, оно определяется законом (ли), присущим самой первоматерии Ци. Закон не зависит от воли людей. В своей теории познания Чжан Цзай не был последовательным. Ощущения являются источником познания, через них человек устанавливает связь с внешним миром. Но он говорил, что познание Дао не основано на чувственном восприятии. Учение Чжан Цзай получило широкое развитие у последующих представителей неоконфуцианской школы. 1079-1142 гг Абеляр Пьер Французский философ и теолог. В характерном для средневековой философии споре о природе универсалий, в котором выражалась борьба материализма и идеализма, придерживался близких к материализму идей концептуализма (направление схоластической философии; в спорах об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты, отрицали реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов, признавали существование в уме доопытных общих понятий, концептов, как особой формы познания действительности). Одновременно Абеляр остро полемизировал против схоластического реализма (средневековый реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия - универсалии - имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей). ............ |