Часть полного текста документа: Философы нашей эры 410-485гг Прокл Родился в Константинополе, умер в Афинах; глава афинской школы неоплатонизма. Проклу принадлежит диалектическая идея триадичности. За свое стремление уложить содержание античной мифологии в единую философскую схему Прокл характеризуется в историко-философской литературе как систематизатор язычества, схоласт эллинизма. Исходя из мысли Платона, что единое раскрывается во многом, а это последнее стремится к единству, Прокл признавал три ступени развития: пребывание, устремление вперед, обратное устремление. Развитие по Проклу происходит не путем деления или превращения, а вследствие полноты сил, благодаря чему оно создает другое, само не изменяясь. Главные сочинения Прокла: "Теологическая первооснова" и "О теологии Платона". Около 800-879гг Аль-Кинди Арабский философ, астролог, математик и врач, основатель арабско-аристотелевской философии, получил почетное имя "философа арабов". Аль-Кинди написал комментарии к сочинениям Аристотеля ("Органон" и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу своего мировоззрения Аль-Кинди положил идею всеобщей причинной связи, в силу которой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяет как в зеркале познать в ней свою Вселенную. 980-1037гг Ибн-Сина Абу Али или Авицена Средневековый таджикский философ, врач и энциклопедический ученый. В своем философском учении сохраняет материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в некоторых вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Ибн-Сина самостоятельно развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астрологических и иных суеверий. Основное сочинение - "Данишмамэ" ("Книга знания") - содержит сжатое изложение логических и физических взглядов Ибн-Сины. 1033-1109гг Ансельм Кентерберийский Средневековый богослов и философ, представитель ранней схоластики. Ансельм утверждал, что вера должна предшествовать знанию: следует "верить, чтобы понимать", но вера может быть "рационально" обоснована. В споре об универсалиях придерживался крайнего реализма. Он развил так называемое "онтологическое доказательство бытия богов". В качестве архиепископа кентерберийского настойчиво проводил политику, направленную на возвышение католической церкви. 1126-1198гг Ибн-Рашд или Ибн-Рушд, Мохаммед, Аверроэс Средневековый арабский философ и ученый, живший в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с мусульманской религией, Ибн-Рашд развивал материалистические элементы философии Аристотеля. Он доказывал вечность и несотворенность материи и движения, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробную жизнь. Ибн-Рашд обосновал учение о двойственности истины (учении о взаимной независимости истин философии и богословия). Ибн-Рашд подверг острой критике мистицизм мусульманского теолога Аль-Газали. Комментарии Ибн-Рашда к сочинениям Аристотеля сыграли большую роль в ознакомлении европейских философов с античной философией. Учение Аверроэса - аверроизм - жестоко преследовалось мусульманской ортодоксией. 1130-1200гг. Чжу Си Китайский философ, видный представитель неоконфуцианской школы эпохи Сун (960-1275гг). ............ |