Финансовая система ведущих зарубежных стран
В развитых зарубежных странах финансовая система включает несколько уровней, образующих ее структуру:
· государственные финансы. В странах с федеративным устройством государственные финансы разделяются на федеральные финансы и финансы субъектов Федерации. (напр., в США, Индии, Мексике – штаты; в Канаде –провинции; в Германии – земли; в Швейцарии – кантоны). В унитарных государствах (Англия, Франция, Италия, других) государственные финансы представлены финансами центрального правительства, в небольших унитарных государствах, напр. Монако, Люксембург государственные финансы совпадают с финансами страны;
· местные финансы (тауншипа, графства, района специального обслуживания, муниципалитета, общины);
· финансы частных национальных и транснациональных корпораций.
Такое организационное построение финансовой системы характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение управления финансами (Федерация, члены Федерации, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет финансовую, в том числе бюджетно-налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты членов Федерации своими доходами и расходами не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты – в бюджет соответствующего члена Федерации.
Звенья государственных финансов
Государственные финансы развитых государств в зависимости от целевого назначения и способов формирования включают следующие звенья финансовых отношений:
· федеральный бюджет (или бюджет центрального правительства);
· бюджеты членов Федерации (бюджеты исполнительных органов власти субъектов Федерации);
· специальные внебюджетные фонды;
· государственный кредит и кредиты членов Федерации;
· финансы государственных корпораций.
Ведущим звеном государственных финансов развитых стран являются федеральные финансы (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства и правительственные специальные внебюджетные фонды).
1. Федеральный бюджет
Федеральный бюджет (бюджет центрального правительства) представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства. Является основным финансовым планом государства на текущий год, имеет силу закона. Федеральный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.
Основными доходами федерального бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов. За федеральным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги – подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (в тех странах, где он применяется), таможенные пошлины.
Из федерального бюджета производятся основные расходы: на военные (оборонные) цели, международную деятельность, регулирование экономики, содержание федерального государственного аппарата, социальные расходы, управление федеральным государственным долгом, субсидии и кредиты развивающимся странам. При чрезвычайных обстоятельствах (в периоды войн, экономических кризисов) правительства опираются на средства федерального бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.
По размерам федерального бюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития той или иной страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.
Федеральный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя финансовую помощь и бюджетные кредиты органам государственной власти субъектов Федерации и местным органам власти, а также специальным правительственным фондам, государственным корпорациям.
Федеральные бюджеты большинства развитых зарубежных стран характеризуются крупными бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. ............