Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент (ФМ) – наука об управлении денежных потоков.
Денежные потоки – поступление и выбытие денежных средств на предприятие, отражённые на счетах бухгалтерского учёта.
Информационные базы для расчёта финансовых показателей, характеризующие денежные потоки, являются данные бухгалтерских отношений:
- форма №1 = баланс
- форма №2 = отчёт о прибылях и убытках
Эти данные представляют собой открытую обязательную публикацию финансовой информации.
Направления финансового менеджмента.
1. Формирование активов по отдельным видам и их общей суммы
2. Формирование финансовых источников капитала в соответствии со следующей структурой:
a. Собственный заёмный капитал
b. Долгосрочный заёмный капитал
c. Краткосрочный заёмный капитал
3. Управление внеоборотными активами, которое направлено на обеспечение эффективности работы предприятия и увеличение фонда отдачи (отношение полученной прибыли к величине стоимости)
4. Управление оборотными активами
5. Управление инвестициями – определение вида будущих вложений денежных средств в предприятия, к которым относятся реальные инвестиционные проекты и вложения в финансовые активы
6. Управление формированием собственных финансовых ресурсов, направлено на обеспечение финансовой устойчивости предприятия:
a. Для финансовых предприятий (банков и т.п.) – наличие финансового капитала более 10%
b. Для торговли – более 20%
c. Для промышленных предприятий – более 50%
7. Управление привлечением заёмных средств, где главным является соотношение капитала, привлечённого на долгосрочной и краткосрочной основе
8. Управление финансовыми рисками – направлено на формирование мероприятий, обеспечивающих минимизацию финансовых рисков предприятий
Система финансового менеджмента на предприятии
1 часть: управляющая подсистема – субъект ФМ – финансовая администрация предприятия
2 часть: управляемая подсистема – включает в себя денежный оборот предприятия – объект ФМ
Функции субъекта:
1. Планирование – разработка планов: краткосрочных (до 1 года) и долгосрочных (более 1 года)
План – перечень конкретных мероприятий, хозяйственных и финансовых, направленных на выполнение заключённых договоров или выполнение услуг.
2. Прогнозирование – составление конкретных прогнозов развития предприятия и разработку финансовой стратегии развития предприятия
3. Организация – показывает и формирует внутреннее соотношение между структурными подразделениями (участки, цеха, отделы и т.д.)
4. Регулирование – направлено на обеспечение эффективного управления организацией
5. Координирование – обеспечение наиболее благоприятных взаимоотношений различных структурных подразделений
6. Стимулирование – направлено на разработку моральных и материальных стимулов, рычагов, обеспечивающих максимальный результат при минимальных затратах
7. Контроль – направлено анализировать и оценивать результат деятельности предприятия, где инструментом является финансовый анализ.
Функции объекта:
1. Организация денежного оборота
2. Обеспечение предприятия финансовыми средствами и инвестиционными инструментами
3. Снабжение основными и оборотными фондами
4. Организация финансовой работы
Оценка субъекта финансового менеджмента:
1) организационная структура – зависит от видов деятельности предприятия, объемов производства и формы собственности. Общими направлениями деятельности для всех предприятий является следующее:
a. Руководитель финансового подразделения является вторым лицом в организации
b. Ведение находится 2 отдела
- финансовый отдел (задачи: проведение финансового анализа; привлечение инвестиций; кредитование; управление денежными потоками; принятие финансовых решений)
- бухгалтерия (проведение финансового учета; проведение управляемого учёта; составление финансовой отчётности; обеспечение финансовой информации финансового отдела; проведение внутреннего аудита)
2) Кадры финансового подразделения предприятия – формируются организационной структурой имеющейся у предприятия и сформированные предприятием должностными обязательствами, которые определяются объёмами деятельности предприятия и направлениями их деятельности
3) Методами финансового менеджмента являются: планирование, прогнозирование, формирование системы расчётов, кредитование, страхование, штрафов и пени, система скидок и накидок на цену товаров, система амортизации, налоговая система
4) Финансовые инструменты:
- деньги
- ценные бумаги
- дебиторская задолженность
- кредиторская задолженность
- фьючерсы
- опционы
- валютные и производственные своты и другие
производственные ценные бумаги
5) Финансовая информация:
- информация валютных и товарных бирж
- финансовая отчётность самого предприятия
- финансовая отчётность контрактная
- люба другая финансовая информация
6) Технические средства способствуют обрабатывать финансовую информацию, поступающую на предприятие и оценивать вариант принятия решения (комплексные сети, программное обеспечение). ............