Часть полного текста документа:Флобер Гюстав Н. Рыкова Флобер Гюстав (1821-1880) - французский писатель, один из классиков буржуазного реализма. Р. в Руане, в семье главного врача городской больницы, являвшегося также землевладельцем. В 1840 сдал экзамен на баккалавра, затем переселился в Париж, чтобы изучать право. В 1843 обнаружилось, что Ф. страдает нервной болезнью, оказавшейся неизлечимой. Он бросил ученье и отправился в путешествие. В 1845 ездил в Италию. В 1849-1850 совершил путешествие на Восток. Возвратившись, поселился в Круассе. В 1879 (за год до смерти) Ф. занял должность хранителя библиотеки Мазарини, являвшуюся в сущности синекурой. Ф. начал печататься довольно поздно. Ранние опыты его (прозаические отрывки на исторические темы - "Смерть герцога Гиза", "Две руки на короне" и др.) обнаруживают сильнейшее влияние романтиков. Чисто романтической вещью являлась и первая (1849) редакция "Искушения святого Антония" (La tentation de Saint-Antoine). Однако, когда в 1857 появился первый роман Ф. - "Госпожа Бовари" (Madame Bauvary), это произведение заслуженно было признано всей современной и последующей критикой подлинным шедевром реализма. В 1863 вышла "Саламбо" (Salammbo). В 1869 Ф. выпустил второй роман из современной жизни - "Воспитание чувств" (L'Education sentimentale), в 1874 - окончательную редакцию "Искушения святого Антония", в 1877 - сборник новелл "Три рассказа" (Trois contes), куда вошли: "Простое сердце" (Un coeur simple), "Легенда о св. Юлиане Странноприимце" (La legende de Saint-Julien-L'Hospitalier) и "Иродиада" (Herodias). Третий роман Ф. из современной жизни "Бувар и Пекюше" (Bouvard et Pecuchet) не был закончен автором. Ф. - представитель реализма (притом "разоблачающего", критического по отношению к капиталистической действительности) и Ф. - в то же время реставратор "на новой основе" романтического эстетизма. В этом отношении он соратник Теофиля Готье, чья эстетика "искусства для искусства" совершенно совпадает с теоретическими воззрениями и высказываниями Ф. Политические воззрения писателя отчетливо реакционны, но эта реакционность сочетается с отвращением к какой бы то ни было идеализации буржуазной действительности, идеализации, характерной для буржуазных романистов конца XIX - начала XX вв. (П. Бурже, М. Баррес, П. Адан и др,). Такова столь характерная "двойственность" творческого облика Ф. Изображая в "Госпоже Бовари" и особенно в "Воспитании чувств" движущие противоречия своей эпохи, Ф. решительно отказывает в своих симпатиях и радикальной мелкой буржуазии и пролетариату. Об этом совершенно ясно говорит та картина революции 1848, которая нарисована во втором из указанных романов. Массовые движения в изображении Ф. - разгул черни (народ в королевском дворце после бегства Луи-Филиппа). Если прибавить к этому крайне резкие и типично-буржуазные по духу своему высказывания Ф. о Прудоне и других утопических социалистах и требование "сослать на каторгу всех коммунаров", которое Ф. выдвигал в 1871, - картина получится достаточно ясная и определенная. Однако к "типическому представителю" крупной и мелкой буржуазии Ф. испытывает столь же, если не еще более ярко выраженное, непреодолимое отвращение. Писатель не находит в нем ничего, с чем он позволил бы себе примириться. Фон "Госпожи Бовари" - гнетущая скука и пошлость провинциальной буржуазной жизни. То, что фон дается без гиперболизации, без сгущения красок, с документальной точностью, тщательной детализацией в изображении предметов, лиц, даже физиологических состояний, производит особенно сильное впечатление. ............ |