Часть полного текста документа: Содержание Введение 3 Глава I. Теоретическая часть 6 1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического 6 восприятия в развитии речи 6 1.2 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12 1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи 13 1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР 16 1.2.3. Основные направления коррекции 18 фонетико - фонематического недоразвития у детей 18 дошкольного возраста 18 1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей 20 с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 20 1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с 22 фонетико-фонематическим недоразвитием речи 22 1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию 25 фонематического слуха и фонематического восприятия 25 1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением 26 1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков 27 на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах 27 Глава II. Практическая часть 31 2.1. Программа исследования 32 2.1.1. Программа диагностики психологической 32 зрелости дошкольников 32 2.1.2. Методика обследования речи 34 2.2. Формирующий эксперимент. 44 Организация и проведение коррекционной работы в 44 экспериментальной логопедической группе 44 2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей 46 с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 46 2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и 47 воспитателя в подготовительной группе 47 2.2.3. Методика организации логопедической работы 50 в экспериментальных группах 50 2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и 64 формированию лексико-грамматического строя 64 2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР 67 2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления 76 2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти 77 2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму 79 2.3. Результаты контрольного эксперимента 82 Заключение 91 Список использованной литературы 93 Введение Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко). Программа обучения рассчитана на 1 год. ............ |