Часть полного текста документа:Форма и содержание: теоретический очерк Л. Тимофеев Проблема формы и содержания их взаимоотношения представляют одну из основных общефилософских проблем. Вместе с тем разрешение ее служит необходимым условием для создания науки об искусстве и тем самым науки о литературе. На современном этапе развития советского литературоведения эта проблема развернутой разработки еще не получила. Однако высказывания классиков марксизма, пересмотр ими гегелианского учения о Ф. и С. дают нам основу для понимания данной проблемы и разработки ее применительно к практике того или иного вида искусства. С диалектической точки зрения Ф. и С. прежде всего - понятия соотносительные: как форма не может быть "чистой", а может быть лишь "содержательной" формой, формой, связанной неразрывно с содержанием, так и содержание не может быть бесформенным: "Содержание как таковое есть то, что оно есть, лишь благодаря тому, что оно содержит в себе развитую форму" (Гегель, т. I, стр. 224). В этом смысле "содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как переход содержания в форму" (Гегель). Отсюда существенность формы: "Форма существенна. Сущность формирована так или иначе в зависимости и от сущности" (Ленин, Философские тетради, стр. 142). Поэтому в искусстве неполнота, незаконченность оформления есть одновременно и ущербность содержания и наоборот - дефектность содержания выступает и как несовершенство формы. Отсюда и понимание художественного произведения будет полным лишь в том случае, если мы поймем его в единстве его Ф. и С., раскроем их взаимопереходы, ибо вне друг друга они неполны. "Можно сказать об "Илиаде", что ее содержанием является Троянская война, или еще определеннее - гнев Ахилла; это дает нам все и одновременно еще очень мало, ибо то, что делает "Илиаду" "Илиадой", есть та поэтическая форма, в которой выражено содержание" (Гегель, т. I, стр. 225). При всем том единство Ф. и С. - диалектическое единство, противоречивое в процессе своего развития. Неправильно было бы считать, что форма пассивно "следует" за содержанием, "соответствуя" ему (как это имеет место в концепции Плеханова). "Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания", - такое соотношение Ф. и С. устанавливает В. И. Ленин в качестве одного из элементов диалектики (Философские тетради, стр. 212). Признавая ведущую роль за содержанием, мы не должны упускать из виду и активности формы, обратного воздействия ее на содержание. В структуре отдельного произведения, в развитии творчества писателя, литературного стиля, жанра эта "борьба содержания с формой и обратно" представляет собою существенную сторону литературного факта. Таким образом учение о единстве Ф. и С. является основополагающим как для построения теории литературы, определяющей принципы изучения последней, в частности - принципы анализа ее художественной формы, так и для истории литературы и критики. Вместе с тем это учение входит в качестве одного из существеннейших моментов в определение критерия художественности литературы. 2. Содержанием литературы является сама действительность, осознанная писателем и образно отраженная им в произведении. В этом литература едина со всеми другими видами идеологической надстройки. ............ |