Дальневосточная государственная академия экономики и управления.
КОЛЛЕДЖ ДВГАЭУ
ГРУППА М-22
Курсовая по менеджменту.
ТЕМА: «Формальные и неформальные лидеры в организациях.»
Выполнил: Дира В.В.
Проверила: Мисюк О.Н.
г.Владивосток 2002г.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………………с.2
ГЛАВА 1.ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИДЕРСТВУ ……………..с.4
· Автократичное и демократичное руководство…………………..с.4
· Исследования Левина………………………………………………..с.7
· Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке………….с.7
· Четыре системы Лайкерта………………………………………….с.9
· Двумерная трактовка стилей лидерства……………………………с.10
· Управленческая решетка……………………………………………с.12
· Стиль, удовлетворение и производительность……………………с.13
ГЛАВА 2. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ……………………………………………………………….с.15
· Ситуационная модель руководства Фидлера……………………...с.15
· Подход Митчела и Хауса “путь - цель”…………………………..с.18
· Теория жизненного цикла Херси и Бланшара……………………с.19
· Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона…….с.21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………с.25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………с.26
ВВЕДЕНИЕ.
Существуют ли различия между лидерством и руководством? В сборнике «Перекрестные направления в лидерстве» приводятся различные точки зрения американских ученых на этот вопрос. Для одних авторов эти понятия являются синонимами. Они доказывают, что лидером нельзя стать, не будучи эффективным руководителем, и наоборот. Другие отделяют лидера от руководителя совершенно отчетливо. Для них руководство определяется как набор действий, основанных на использовании заранее заученных техник и средств, в то время как лидерство является загадкой, основывающейся прежде всего на личности и самозвано возникающей из процессов влияния и власти. На взгляд X. Минцберга, лидерство является одной из ролей руководителя. А. Залезник считает, что лидеры и руководители различаются с точки зрения их личностных особенностей, отношения к целям организации, представлений о работе, отношений с другими и представлений о самом себе. Но если организации заинтересованы в лидерах, то они могут формировать их точно так же, как сейчас формируют руководителей. Ч. Холломан операционально разграничивает управляющее руководство и лидерство. Первое характеризуется отношениями власти, в то время как второе рассматривается с точки зрения личностного влияния. Руководство сохраняется системой директив, это формально институализированный авторитет, тогда как лидерство опирается на мнение группы и зависит от того, принимает ли группа назначенного руководителя (лидера). Ч. Холломан настаивает на разграничении между самим индивидом и позицией, которую он занимает.
Как мы можем видеть, общепринятые принципы руководства резко контрастируют с неясным и часто оспариваемым содержанием понятия «лидерство», и американские авторы во все большей степени приходят к заключению "о существовании значительного различия между руководством и лидерством. ............