СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства
1.1 Музыкально-педагогическое наследие о роли музыки в духовном воспитании учащихся
1.2 Воспитательные возможности песен композиторов Зауралья для учащихся
Глава II. Педагогические условия формирования духовной культуры школьников средствами вокальной музыки
2.1 Опытно-экспериментальная работа по внедрению школьно-песенного репертуара композиторов Зауралья в практику
2.2 Методические рекомендации для будущих учителей музыки общеобразовательных школ, а также в системе дополнительного образования
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы: На протяжении многих лет проблема формирования духовной культуры учащихся привлекала к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, музыкальной педагогики. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры школьников является искусство, в частности музыка. Она представляет собой и передачу из поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает выполнение задач воспитания и развития духовной культуры школьников.
Мы солидарны с мыслью Бахтизиной Д. И., что музыка как составная часть духовной культуры общества является показателем его духовного здоровья. [5, 17]
Не секрет, что учащиеся, окончившие среднюю школу, не знают и двух народных песен от начала до конца, а если и знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. Между тем, при умелом подборе школьно-песенного репертуара они становятся одними из самых любимых и на их основе можно воспитать высоконравственную личность.
Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые - психологи – Л. С. Выготский, В.В. Давыдова, Б. М. Теплов. Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека.
Важное значение в исследовании имеют: теория эстетического воспитания (Б. Т. Лихачёв), теоретические положения о духовно-эстетическом потенциале искусства (Э. Т. Ардаширова, Д. И. Бахтизина, Л. Ч. Загитова). В определении перспектив духовного воспитания мы опирались на труды по музыкальной педагогике О. А. Апраксиной, Э. Б. Абдуллина, Н. А. Ветлугиной, Н. Л. Гродзенской. Представляют глубокий интерес исследования роли национальной музыкальной культуры в духовном формировании личности человека Л. П. Атановой, Н. В. Ахмеджановой, Н. Г. Ямалетдиновой, А. С. Зиннуровой и др.
До сих пор не потеряли своей актуальности идеи выдающихся педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, М. Уметбаева, В. Ф. Одоевского, и др.
Формирование духовных качеств личности средствами искусства невозможно осуществить без учета национально-регионального компонента школьников. В решении этого вопроса мы опирались на исследования учёных этнопсихологов – В. Г. Крысько, Э. А. Саракуева, Л. М. Кашаповой.
В данной дипломной работе мы акцентировали своё внимание в первую очередь на школьно-песенном репертуаре, т.к. ............