СРС
по теме
«Формирование и анализ стратегии организации»
Стратегический менеджмент представляет собой важную составляющую жизни современной организации. Необходима выработка и осуществление стратегии в отношении даваемого организацией продукта и, наконец, выработка стратегии в отношении персонала организации.
Определение стратегии организации зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Однако существуют некоторые единые подходы к формулированию стратегии и некоторые общие черты, присущие стратегиям вообще. В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, в то время как для более высокого уровня она служит лишь cpeдством. При определении стратегии организации руководство сталкивается с тремя основными проблемами, определяющими положение фирмы на рынке:
. какой бизнес прекратить;
. какой бизнес продолжить;
. в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия базируется на том, что организация делает и чего не делает, и определяет, что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Основные элементы стратегии: планы, цели, политика. Система целей включает миссию, а также общие организационные и специфические цели. Политика — совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение целей. Планы— система конкретных действий по реализации принятой политики.
Интерес к отчетливо сформулированной стратегии появился сравнительно недавно. Опытный специалист почти всегда различает за успехами организации ту или иную оригинальную стратегию, хотя в большинстве случаев они отчетливо не видны, обычно их стараются не обнаруживать; они существуют либо как идеи, не подлежащие огласке и известные лишь узкому кругу руководству организации, либо как размытое представление об общей миссии организации, разделяемое всеми, но, как правило, далекое от четкой формулировки.
Начиная с середины 50-х годов в американской лите VI'I' по проблемам менеджмента все чаще стали появляться высказывания в пользу продуманной и открыто сформулированной стратегии, которая выступает делом не только менеджеров организации, но и делом многочисленных ее работников, причастных к ней, особенно тех, кто занят в области быта и НИОКР и участвует как в разработке стратегии.
В зависимости от условий стратегических решений различают 3 вида стратегий:
- Корпоративная- распределение ресурсов между бизнес-единицами,
- Деловая— решение о диверсификации производста;
- Функциональная — изменение структуры предприятия.
Рассмотрение проблем стратегии зачастую осложнено, поскольку то, что на более высоком уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на относительно низких уровнях выступает в качестве цели. Это явление можно назвать иерархической структурой стратегии; отсюда следует, например, что если в организации установлены цели и разработаны стратегии на уровне портфеля в целом, то для предприятий, входящих в портфель, эти стратегии представляются целями. ............