Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева
Институт специальной педагогики
Кафедра коррекционной педагогики
Выпускная квалификационная работа
по специальности 050714 «Логопедия»
Формирование импрессивной речи у детей 9 – 13 летнего возраста с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости
Выполнил:
студент 5 курса
дневного отделения
К.И. Головченко
Красноярск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
1.2 Развитие импрессивной речи в онтогенезе и дизонтогенезе
1.3 Обзор методик коррекционной работы, направленных на развитие импрессивной речи
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ полученных данных
Глава III. Содержание коррекционной работы направленной на формирования импрессивной речи у детей 9-13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента
3.2 Коррекционная работа по формированию импрессивной речи у детей с тяжёлой и умеренной степенью умственной отсталости
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования: Импрессивная речь играет особую роль в речевом развитии детей. У детей 9 -13 летнего возраста с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости нарушено формирование интеллектуального компонента всех звеньев речевой деятельности, т. е. дети имеют недостаточный уровень речевого развития.[23. c 34]
К числу отклонений речевого развития при умственной отсталости относятся дефекты усвоения языка и, прежде всего, значения языковых знаков разной степени сложности (лексической и грамматической семантики) ввиду снижения у детей основных мыслительных процессов — анализа, синтеза, сравнения, систематизации. Следствием этого является неправильный выбор языковых единиц (слов, морфем) в процессе порождения речевого высказывания.[24. c 46]
К числу ведущих отклонений речевого развития относятся и своеобразные нарушения речевых действий — порождение речевого высказывания и понимания, а именно, трудности удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это выражается в неиспользовании или неправильном использовании даже косвенных языковых элементов как в процессе понимания речи, так и при построении собственного высказывания. Вследствие указанных особенностей формирования речевой деятельности у детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости создается нехарактерная для нормального онтогенеза и для других форм речевого недоразвития диспропорция между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, когда собственная речь оказывается формально на более высоком уровне, чем понимание речи.
Эти особенности речевого развития препятствуют усвоению учебного материала ребенком, снижают и без того невысокую продуктивность обучения, препятствует общению ребенка, его адаптации в обществе.
Н.С. ............