Царёва Елена Юрьевна, учитель информатики и ИКТ, первая квалификационная категория, МОУ СОШ № 31 г. Волгоград
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования как на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, так и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Одним из основных механизмов, обеспечивающих модернизацию российского образования, является информатизация образования, которую можно рассматривать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
В этой связи необходимо формирование у обучаемых основ грамотной работы с информацией, навыков по использованию средств ИКТ в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, представление полученного результата, другими словами формирование информационно-технологической культуры.
Вместе с тем, в многочисленных курсах информатики недостаточно разработаны научно-методические подходы к организации практических занятий по освоению умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развитию и совершенствованию в процессе выполнения учебных заданий; не уделено должное внимание приобретению обучаемыми навыков самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на осуществление информационно-учебной деятельности.
В своей деятельности я использую методические подходы к организации информационно-учебной деятельности школьников, которые основаны на реализации принципов поэтапности и практической направленности в процессе выполнения учебных задании.
Это обеспечит:
сформированность умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации;
развитие умении самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих задании, требующих применения средств ИКТ.
Поэтому, основной организационной формой учебного процесса, обеспечивающего становление информационно-технологической культуры обучающихся, является комбинированный урок информатики, включающий следующие этапы:
организационный момент;
активизацию мышления и актуализацию ранее изученного;
объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая компьютерной презентацией;
работа за компьютером;
подведение итогов урока.
Формирование информационно-технологической культуры требует применения в учебном процессе общих и специфических методов, связанных с применением средств ИКТ:
словесных методов обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
наглядных методов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практических методов (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проблемного обучения; метода проектов; ролевого метода и др.
При этом используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам средств ИКТ) формы работы учащихся.
При организации фронтальной работы по освоению новых технологических приемов я использую мультимедийные компьютерные презентации, обладающие наглядностью и выразительностью, усиливающие обучающий эффект за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия информации.
Основной упор в формировании у школьников умений и навыков информационно-учебной деятельности делаю на практические методы: фронтальные лабораторные работы и индивидуальные практические работы.
Важная роль в формировании навыков индивидуальной и коллективной работы с использованием средств ИКТ принадлежит методу проектов. ............