ФОРМИРОВАНИЕ ИСЛАМСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА
I. Общая постановка вопроса
В современную эпоху в рамках цивилизационного взаимодействия одной из важнейших составляющих этого процесса является исламская цивилизация и порожденные ею исламское право и государство. Исследование данных феноменов, объясняющих динамику развития исламской цивилизации, по-прежнему не теряет своей актуальности.
Этой проблематике уделяли и уделяют пристальное внимание многие исследователи исламского права. Как утверждает известный исследователь исламского права Б. Льюис, если мы хотим хотя бы отчасти понять то, что произошло в мусульманском мире в прошлом и происходит сейчас, мы должны признать, что религиозный фактор является общим и центральным элементом в жизни мусульманских народов. В отличие от других важнейших мировых религий, ислам со времен его основателя отождествлялся с государством, и уверенность в единстве государства и религии прочно вошла в память и сознание верующих мусульман из их священного писания, истории и опыта. Кроме того, для мусульман религия традиционно составляет основу основ их идентичности и лояльности [1].
II. Формирование исламского государства
В основополагающих источниках исламского права, прежде всего в Коране и Сунне, не предписана какая-либо особая форма государства. Исламское право не разработало собственную конституционную теорию, тем не менее, любая форма исламского государства должна полностью соответствовать четким и недвусмысленным требованиям исламского права. На этой основе можно утверждать, что исламское право носит "надгосударственный" характер и закрепляет основы государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма.
Наиболее ярким примером воплощения исламской концепции государства может служить мединское государство, созданное Пророком Мухаммадом в 622г. и развивавшееся под управлением его четырех преемников. Оно имело специфическую организацию, которая должна была сохраниться и после смерти Пророка со всеми необходимыми модификациями, связанными с прекращением Божественного откровения. В соответствии с этой точкой зрения правителя исламской общины после Пророка стали называть халифом, т. е. посланником Аллаха.
Сильное влияние теологического направления на исламскую правовую систему проявляется в том, что понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формой организации исламской общины в соответствии с заветами Пророка Мухаммада, изложенными в Коране, а также в соответствии с преданиями о его жизни и деятельности (Сунне). Согласно учению Пророка Мухаммада идея о создании такого государства была ниспослана ему Аллахом. Он сосредоточил в своих руках высшую законодательную, исполнительную, судебную, контрольную власть, принимая решения обычно после совета с наиболее авторитетными мусульманами (иджма). Согласно аяту 3:159 Корана, правитель должен мягко и кротко обращаться с верующими, советоваться с ними в общественных вопросах, но, приняв решение, неукоснительно проводить его в жизнь, уповая на Аллаха [2].
"Постепенно ближайшие родственники и сподвижники Мухаммада консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. ............