Содержание
1. Цель, задачи и организация исследования
2. Разработка и реализация технологии (программы), направленной на формирование культуры общения на уроках информатики в УНПО
3. Анализ результатов работы и практические рекомендации педагогам колледжа
1. Цель, задачи и организация исследования Цель: выявить возможности формирования культуры общения учащихся на уроках информатики в процессе обучения в учреждении начального профессионального образования.
Гипотеза: использование информационных технологий в процессе обучения будет способствовать формированию культуры общения учащихся УНПО.
Задачи:
1. Разработать программу мероприятий, направленную на формирование культуры общения учащихся в учебном процессе УНПО.
2. Проанализировать результаты внедрения Программы.
Методы исследования: тестирование, наблюдение, опрос, эксперимент и др.
База исследования: МАМТ (Миасский автомеханический техникум).
Объектом нашего исследования служит процесс формирования культуры общения учащихся на уроках информатики в условиях начального профессионального обучения.
Предметом исследования выступает значение культуры общения в формировании нравственных качеств учащихся УНПО.
Основой прогрессивного развития современного общества является человек, его культура и образованность, что возводит в разряд актуальных проблему развития и формирования культуры общения подрастающего поколения. Культура общения подчеркивает гуманистическую направленность в которой другой человек предстает как высшая ценность.
Анализ научной литературы позволил выяснить, что в современной психологической науке нет единого подхода к проблеме развития и формирования культуры общения. Это обусловлено, в первую очередь, многообразием взглядов на сущность понятий и "культура" и "общение".
Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности. Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека.
Проведённый структурно-содержательный анализ категории "общение" позволил выделить наиболее часто повторяющиеся признаки в определениях общения: взаимодействие, взаимопонимание, отношение; выяснить связь общения с деятельностью; выделить основные структурные элементы; определить свойства личности как субъекта общения. Изучение научных источников показало, что большинство исследователей сходятся в том, что общение - это взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной, эмоционально-оценочной информацией (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов и др.).
Обобщая немногие существующие концепции психологической культуры общения (А.А.Бодалев, 1996 г., Л.С.Выготский, 1982 г., В.М.Розин, 2003 г., В.Н.Мясищев, 1995 г.) можно констатировать, что культура общения обязательно предполагает взаимодействие трех составляющих: точное отражение отдельных свойств индивида и его личности в целом, соответствующие средства и способы общения. ............