Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общей педагогики Есипова Ирина Владимировна
Студентка 3 курса факультета информационных технологий
Специальность «Информатика»
Формирование нравственной культуры старших школьников Курсовая работа Научный руководитель:
Самойлова Ю.В.
Оренбург 2003
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
Формирование нравственной культуры старших школьников как педагогическая проблема………………………………………………..………..4
Возрастные особенности старших школьников……………………….………11
Педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Введение.
Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.
Темой моей работы является формирование нравственной культуры старших школьников. Общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла.
Объектом исследования является нравственная культура старших школьников. Предмет исследования – особенности формирования нравственной культуры старших школьников. Цель – выявить педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников. Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие нравственной культуры;
2. Выявить возрастные особенности старших школьников;
3. Обосновать педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников.
1. Формирование нравственной культуры старших школьников как педагогическая проблема.
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: « Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999,с.423).
В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. ............