Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Адыгейский государственный университет ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Формирование орфографических навыков у младших школьников Черная Ольга Николаевна, студентка 5 курса заочного отделения Майкоп 2001 Содержание Введение 5-7 Глава I Лингвистические основы обучения орфографии в школе Понятие об орфографии и её разделы 8-9 Основные принципы русской орфографии 9-17 Дифференцирующие написания. Слитные, полуслитные и раздельные написания слов. 17-19 Прописные буквы, перенос слов, графические сокращения. 19-23 Глава II Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка у младших школьников. 2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 24-30 2.2. Сущность орфографического правила. Орфограмма 31-34 2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 35-37 Глава III Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 38-42 3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 42-51 3.3. С чего начинать орфографическую работу? 51-59 3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников 59-97 3.5. Использование перфокарт и карточек с выборочным ответом при повторении орфографии 97-102 Заключение 103-104 Библиография 105-108 Приложение Введение Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Говоря о задачах преподавания русского языка в школе нужно подразумевать овладение нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм. А что такое литературный язык? Что такое норма? Литературный язык - это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык - это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого. Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистические разновидности многочисленны тонко разработаны, многие орфографические и пунктуационные правила его трудны и сложны для усвоения. Норма - это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех "правила" произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений [21,77]. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи. Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка. Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. ............ |