Содержание
Введение
Глава 1. Формирование позитивной этнокультурной идентичности
1.1 Социально-психологическая сущность идентичности и её этническая составляющая
1.2 Психология этносов в постиндустриальном глобализированном обществе
1.3 Сравнительный анализ принципов толерантности и терпимости в процессе формирования этнокультурной идентичности
1.4 Возникновение и развитие этнокультурных представлений у детей
1.5 Отражение этнической культуры в образовании
Глава 2. Инструменты воспитания этнокультурной идентичности
2.1 Язык как основа формирования позитивной этнокультурной идентичности
2.2 Социорегулятивный механизм фольклора
2.3 Обряды и обычаи как комплексный инструмент
2.4 История этноса – важная составляющая процесса воспитания позитивной этнокультурной идентичности младших школьников
2.5 Изображение как метод раскрытия общечеловеческого взаимодействия
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования.
На сегодня очевидно, что мир вступил в новую эпоху, которую называют глобализацией. В XX веке с одной стороны притязания отдельных народов на мировое господство были разрушены, с другой - появились потребности в более тесном сотрудничестве всех народов и этнических групп. На место отдельных закрытых систем приходят новые экономические, финансовые, медийные и образовательные формы, требующие большей свободы и большей мобильности каждого человека. В результате появилась новая опасность, а именно образуются группы, пытающиеся манипулировать общими ресурсами в своих интересах, но в отличие от прошлых столетий они менее определенны и в силу этого менее контролируемы.
Если в ХIХ веке и раньше враг чаще всего был человеком другой национальности, принадлежал другому государству, то ХХ век предъявил новое разделение людей на основе их социального статуса. Национальные границы перестали играть свою роль для тех, кто объединился в транснациональные корпорации (Э. Тоффлер(6). При этом степень ответственности за решения, принимаемые этими группами, не возросла в сравнении с решениями, принимаемыми национальными правительствами до ХХ века, а даже упала. Таким образом, ограничение деятельности подобных образований и контроль их действий оказался возможен только в рамках национальных государств, охраняющих интересы людей на каждой конкретной территории.
При этом национальное государство может опираться только на понимание национальной общности каждым отдельным его гражданином и на высокую степень ответственности, в этих гражданах воспитанную. Возможно, это всего лишь переходный период к выработке норм и законов, общих для всех на земле, но без полноценного диалога такие нормы выработать невозможно. При этом появились мнения, что участниками такого диалога выступают даже не нации, а цивилизации (С. Хантингтон (4), подразумевая под этим названием более крупные объединения из нескольких наций на основе разделяемых ими ценностей и общности интересов. Однако как любые крупные образования, то, что Хантингтон называет «цивилизациями» так же склонны к насилию и экспансии, как раньше были к ним склонны нации. В таком диалоге скорее стоит ждать конфликтов, чем кооперации. Между такими цивилизациями в процессе коммуникации могут быть выработаны законы, но глубоких культурных традиций не стоит ждать назавтра. ............