ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПРИМЕЧЁК МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОСТЬ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ДОКТОР ПЕД. НАУК, ПРОФЕССОР
КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И
ПСИХОЛОГИИ ФНК
БЕЛОВОЛОВ В.А.
Допустить к защите Квалификационная работа защищена
«___»___________2007 г. «___»_____________ 2007 г.
Научный Оценка _________________________
Руководитель ______ В.А. Беловолов Председатель ГАК _______________
(подпись) (подпись)
Допустить к защите
«___» __________2007 г.
Декан ФНК ______________ С.П. Беловолова
(подпись)
Новосибирск 2007 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования познавательного интереса младших школьников через наглядность.
1.1. Парадигмы образовательного процесса. …………………….………… 6
1.2. Оптимизация метода дидактики. ………………………………………. 19
1.3. Мотивация учения. …………………………………………………….. 24
1.4. Познавательный интерес, его место в системе мотивации. ….. 56
1.5. Наглядность: понятие, суть, виды, требования. …………………….. 71
Выводы по Главе 1. ……………………………………………………………. 75
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников через наглядность.
2.1. Диагностика мотивов учебы и познавательного интереса младших
школьников. ………………………………………………………………….. 76
2.2. Познавательные затруднения младших школьников. ………..…. 81
2.3. Методика формирования познавательного интереса младших
школьников через наглядность. ……………………………….. 99
Выводы по Главе 2. ……………………………..…………………….. 104
Заключение ……………………………………………………………. 105
Библиография …………………………………………………………. 106
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Состоит в том, что учитель начальной школы, прежде всего, должен научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова природа происхождения познавательной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следует её формировать у детей младшего и среднего школьного возраста, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать формирование намеченной познавательной деятельности у всех учащихся.
Познавательная деятельность формируется в процессе всей жизни человека. ............