Министерства образования Республики Таджикистан
Научно – исследовательский институт педагогических наук
Академия образования
На правах рукописи
Парпишоев Карам Замоншоевич
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
(педагогические науки)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Научный руководители:- доктор педагогических наук,
профессор, академик АПН РТ
Шарифзода Файзулло
-кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
Зиёзода Таварали Нозимпур
Душанбе – 2010
Оглавлени
Введение
Глава I. Теоретические особенности познавательных способностей как педагогическая проблема
1.1 Развитие идеи формирования познавательных способностей в педагогической науке
1.2 Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников
1.3 Педагогическое руководство развитием познавательных способностей старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава II. Психолого - педагогический процесс как главный фактор формирования познавательных способностей
2.1 Школьный курс истории таджикского народа - один из факторов формирования познавательных способностей старшеклассников
2.2 Роль объективных и субъективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников в преподавании истории таджикского народа
2.3 Пути и средства формирования познавательных способностей старшеклассников в процессе изучения истории таджикского народа
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях современного общества, для которого характерна направленность на гуманизацию всех сторон общественной жизни, особую актуальность приобретает проблема формирования личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития способности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике. В связи с этим уже на завершающем этапе обучения в общеобразовательной школе важное значение должно уделяться формированию познавательных способностей старшеклассников, поскольку именно старший школьный возраст – это тот период возраста, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности молодого человека, развития его познавательных способностей.
Приобретение суверенного государства связано с ростом национального самосознания, интереса к своей истории, национального языка, религии, быта, культурно – образовательных традиций, обрядов, своеобразием образовательных систем и т.д. Для многонациональной Республики Таджикистан в целях консолидации, проживающих в ней представителей всех наций и народностей, важное значение сегодня приобретает формирование познавательной способности учащихся общеобразовательных школ на уроках истории таджикского народа, так как именно на уроках истории таджикского народа познавательные способности развивают самосознание и национальную гордость школьников, поэтому оно должно стать государственной задачей. ............