Содержание Введение
Глава 1. Роль антонимов и в лексико-семантической системе
1.1 Понятие о лексических антонимах
1.2 Понятие общего недоразвития речи III уровня
1.3 Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня
1.4 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Цель, задачи и организация исследования. Характеристика детей, участвующих в исследовании
2.2 Результаты исследования констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирование представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
3.1 Организация формирующего эксперимента
3.2 Результаты контрольного исследования и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение
лексика дошкольник антоним недоразвитие речь
Введение Антонимы (от греч anti – против и onyma – имя), или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует появление целого ряда специальных лингвистических исследований по антонимии и словарей антонимов.
Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, "схватить" полярные проявления того или иного качества, признака, свойства часто возникают у людей самых разных специальностей, у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, то есть у филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей, журналистов.
Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.
Антонимия представляет собой одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков. Разнообразные смысловые отношения антонимов с иными категориями слов, и в первую очередь с синонимами, свидетельствуют об их тесной связи.
Актуальность исследования можно определить следующим: во-первых, наличием спорных вопросов в определении лингвистической сущности антонимии как средства выражения логической противоположности, различных подходов к классификации антонимичной лексики; во-вторых, недостаточным уровнем разработанности методик изучения слов с противоположными значениями в начальной школе, малой степенью использования приемов работы с антонимами на уроках.
Одной из основных задач обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (ОНР) является развитие их речи. Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. ............