Содержание
Введение
1. Развитие пространственных представлений в онтогенезе
2. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений
3. Основные направления и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Введение
письмо пространственный представление дисграфия
В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Среди всех школьных трудностей, являющихся причиной школьной дезадаптации и резкого снижения учебной мотивации, на первом по частоте месте стоят нарушения письменной речи. Подобные нарушения выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ. Специальное обследование показало, что у них имеется несформированность некоторых частных психических процессов, ничем себя не проявляющих в повседневной жизни, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.
Важность пространственно-временной организации деятельности ребенка отмечается многими авторами. Исследованию формирования пространственных представлений у детей посвящены работы таких авторов, как Л.Г.Парамонова, Р.И.Лалаева, Т.А.Павлова, А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, Е.А.Михайлова, М.Е.Хватцев, И.Н.Садовникова, А.Р.Лурия и др. В последних исследованиях (А.В.Семенович, С.О.Умрихин, Б.А.Архипов и др.) указывается, что развитие пространственной ориентировки и пространственно-временных представлений в онтогенезе лежит в основе и познавательной и эмоциональной жизни ребенка.
Однако при подготовке детей к школьному обучению внимание развитию пространственных представлений уделяется в связи с формированием математических способностей, а о важности данной работы в связи с профилактикой нарушений письма (дисграфий) только упоминается в работах отдельных исследователей (А.Н.Корнев, О.Б.Иншакова, И.Н.Садовникова, Л.Г.Парамонова).
Отсюда вытекает противоречие: между необходимостью формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условия предупреждения дисграфии и недостаточной разработанностью основных направлений и содержания данной работы.
Проблема: каковы основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Тема: формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста как условие предупреждения дисграфии.
Цель: выявление основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективной, если
· основные направления и содержание данной работы будут определены с учетом логики становления пространственных представлений в онтогенезе;
· работа будет реализовываться на основе учета индивидуальных особенностей детей;
· в качестве основного средства будет выступать игровая деятельность.
Задачи:
1. Раскрыть особенности формирования пространственных представлений в онтогенезе. ............