Всероссийский центр уровня жизни при Министерстве труда
и социального развития Российской Федерации.
Мухортов Павел Петрович
Формирование системы стимулирования поведения
работников предприятий
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата
экономических наук
по специальности 08005 экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)
Москва 2002 год
Оглавление
Введение.
Глава 1. Стимулирование поведения – новое направление в системе стимулирования работников производственного предприятия.
Параграф 1. Объективная необходимость постепенного перенесения центра тяжести со стимулирования конкретных результатов труда на поведение работников .
Параграф 2. Поведение работников как объект стимулирования.
Параграф 3. Система стимулирования поведения – целостная совокупность материальных и нематериальных форм воздействия на поведение работников.
Глава 2. Система материального стимулирования поведения работников предприятия.
Параграф 1. Организация заработной платы в решении задачи стимулирования поведения.
Параграф 2. Стимулирование поведения на основе социальных выплат, льгот и услуг.
Параграф 3. Система участия работников в распределении (использовании) дохода предприятия.
Глава 3. Развитие систем нематериального стимулирования поведения работников.
Параграф 1. Система формирования персонала предприятия.
Параграф 2. Развитие систем участия работников в управлении предприятием.
Параграф 3. Гуманизация труда.
Введение
На протяжении двух столетий разрабатывались и совершенствовались системы стимулирования конкретных результатов труда работников предприятий. Этим системам во многом соответствовала мотивация на труд, сложившаяся в обществе.
Апофеозом стимулирования конкретных результатов труда явилась сдельная оплата с ее различными модификациями. В СССР в отдельные периоды удельный вес рабочих сдельщиков достигал 70%. На сдельную оплату переводились отдельные категории специалистов и служащих. Многим работникам с повременной оплатой устанавливались индивидуальные нормированные задания.
Однако, начиная с конца прошлого столетия, в настоящее время, и особенно если заглянуть в завтрашний день, системы стимулирования конкретных результатов труда все больше входят в противоречие с происходящими изменениями в производительных силах и общественных отношениях. В развитых странах мира начался переход от индустриального к информационному обществу.
В новых призводственно-технических и технологических условиях, характеризующихся высоким уровнем механизации и автоматизации производства с использованием информационных систем управления, ослабевает или даже теряется возможность определения (выделения) конкретных, особенно количественных, результатов труда работников предприятий на рабочих местах. Одновременно с этим в рыночном хозяйстве, рассчитанном на удовлетворение конкретных заказов потребителей при строгом соблюдении требований эффективной работы предприятия, исчезает потребность в стимулировании улучшения (роста) конкретных результатов труда работников на рабочих местах и в тех случаях, когда это возможно с организационно-технических позиций. ............