Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» города Абакана.
Тема разработки:
Формирование социальной среды как фактора, способствующего росту гражданской активности обучающихся.
Автор разработчик:
Абышева Наталья Владимировна,
заместитель директора
по воспитательной работе МОУ
«СОШ № 11» г. Абакана
Абакан, 2006
Формирование социальной среды как фактора, способствующего росту гражданской активности обучающихся.
Пояснительная записка:
Школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей жителей окружающего ее сообщества, именно она может стать инициатором развития этого сообщества.
Представление о внешнем окружении, о силе его воздействия на школу и осознание сложности учета взаимодействия школы с внешней средой является необходимым условием совершенствования управления школой.
Прежде чем начать формирование социальной среды ОУ, способствующей росту гражданской активности обучающихся мы рассмотрели несколько подходов.
Можно выделить следующие подходы к анализу внешней среды:
1. Процессный подход к анализу среды, согласно которому каждая организация вовлечена в три основных процесса:
- получение ресурсов из внешней среды (вход);
- превращение ресурсов в продукт (преобразование);
- передача продукта во внешнюю среду (выход).
В качестве входа в систему школьного образования рассматриваются социальный и государственный запросы, образовательные ожидания родителей как элементы внешней среды. В результате деятельности образовательного учреждения на выходе внешняя среда воспринимает выпускника учебного заведения как человека, владеющего способами и средствами развития и сохранения в себе личности с потребностями в творческом саморазвитии.
Мы хотим видеть выпускника, обладающего следующими качествами и характеристиками:
Стремление к высоким духовно-нравственным началам
Понимание условий реализации
своих возможностей в конкретной профессиональной сфере
Умение работать в команде
2. Параметрический подход позволяет оценить среду по трем параметрам:
- по изменениям, которые воздействуют на различные аспекты текущей стратегии организации;
- по угрозам для текущей стратегии организации;
- по возможностям для достижения целей организации.
Нельзя отрицать возможность применения такого подхода к изучению внешней среды образовательного учреждения. Для этого необходимо определить параметры внешней среды школы:
– изменения: перестройка микрорайона, приток беженцев, изменение социального состава в микрорайоне;
- угрозы: демографический спад, экономический кризис, экологический кризис, политический кризис;
- возможности: строительство новых жилых домов, появление в микрорайоне школы новых учреждений дополнительного образования, появление в микрорайоне школы новых культурных и спортивных сооружений.
3. ............